Некоторые проблемы правового обеспечения реализации социальной ориентированности института обязательного государственного страхования жизни и здоровья российских военнослужащих
Практика реализации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ свидетельствует о преобладании в данном институте социальной защиты чисто страхового, узкого подхода - выплаты военнослужащим и членам их семей страховых сумм за счет денежного фонда, формируемого страховщиком на базе страховых взносов, выплачиваемых из средств бюджета Министерства обороны РФ, других силовых министерств и ведомств, в которых предусмотрено прохождение военной службы. Подобный подход обусловлен нормами главы 48 ГК РФ, Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федерального закона 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников Федеральных органов налоговой полиции".
Вместе с тем нельзя игнорировать приоритет иного, конституционно-правового смысла обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, который сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П "По делу о проверке абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина". В конституционно-правовом смысле обязательное государственное страхование жизни и здоровья граждан представляет собой гарантированный государством военнослужащим Вооруженных Сил РФ, наряду с иными выплатами, объем возмещения вреда, призванного компенсировать, в том числе, последствия изменения материального и (или) социального статуса застрахованного лица вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред, в случаях, установленных законами.
Преобладание узкого, страхового подхода в реализации одного из основных институтов социальной защиты военнослужащих приводит к тому, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих существует в отрыве и без учета функционирования других форм социальной защиты военнослужащих, получивших повреждение здоровья в период прохождения военной службы, что исключает возможность согласованности всех институтов единой по социальному значению сферы - защиты жизни и здоровья военнослужащих ВС России. Эта несогласованность приводит к необоснованному и нецелесообразному игнорированию в обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих учета и оценки тех страховых случаев, наступление которых прямо связано с исполнением военнослужащими обязанностей военной службы.
Анализ общего объема конституционно-правовой ответственности государства перед военнослужащими, получившими повреждение здоровья на военной службе, указывает на существование двух основных форм социальной защиты таких военнослужащих: обязательное государственное страхование жизни и здоровья и выплата единовременных пособий, определенная пп. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
По своей сути эти две формы составляют единый социальный блок - материальную компенсацию в случае получения военнослужащими повреждения здоровья, да и основания для выплаты и страховых сумм и единовременных пособий нередко возникают одновременно. Об этом свидетельствует практика работы страховщиков. Так, например, по случаям смерти (гибели) военнослужащих, наступившим в период с 1998 по 2002 г., ОАО "Военно-страховая компания" членам семей этих военнослужащих было произведено 33 015 выплат. Из этого общего количества выплат 52% составили выплаты по случаям смерти (гибели) военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, т.е. такие случаи, по которым членам семей военнослужащих одновременного выплачивались и страховые суммы, и суммы единовременных пособий. Выделение выплат по случаям повреждения здоровья, полученным военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы, в отдельный институт выплаты единовременных пособий не совсем обоснованно и нецелесообразно.
Правоотношения по выплате единовременных пособий зачастую ошибочно воспринимаются как правоотношения по возмещению ущерба здоровью. Исходя из этого при разрешении спорных вопросов (в том числе и в судебном порядке), возникают требования не о выплате фиксированных сумм в 60 или 120 окладов денежного содержания, а о полном возмещении ущерба здоровью с учетом индексации и других расходов (оплаты лечения, протезирования, в том числе и проведенных за границей и др.).
Перечень членов семьи военнослужащего, имеющих право на получение страхового обеспечения, существенно отличается от перечня членов семьи, имеющих право на единовременное пособие. Ситуация, при которой охват мерами социальной защиты членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, гораздо меньше, чем по случаям смерти военнослужащих, умерших не при исполнении обязанностей военной службы, противоречит и общему смыслу Конституции РФ (в частности, ст. 55), и основным принципам социальной справедливости.
Ситуации, когда, например, в случае смерти отца-военнослужащего его дети в возрасте до 23 лет, проходящие заочное обучение в вузе, получают только страховку, в том время как остальные члены семьи - и страховку, и единовременное пособие, когда единственные воспитатели военнослужащего, погибшего в Чечне, - дедушка или бабушка - получают только страховку, а в выплате единовременного пособия им отказывают, так как для получения этого пособия они не определены в качестве членов семьи*, и другие подобные случаи способствует только одному - росту социальной напряженности.
Необоснованно усложнен и процесс подготовки и оформления документов. Требуется отдельное оформление документов на страховое обеспечение и отдельное - на единовременное пособие, что усиливает бюрократическую проволочку и не способствует повышению эффективности механизма социальной защиты военнослужащих.
На основании изложенного автор считает, что есть вполне обоснованные основания для придания случаям, определенным в качестве основания для выплаты единовременных пособий, статуса страховых случаев по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, и предлагает внести следующие изменения и дополнения в законодательные нормы:
При расчете страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих учитываются оклады этих военнослужащих по воинскому званию и должности. Подобная "привязка" страховой суммы к воинскому званию и должности противоречит общему смыслу дифференцированного подхода к организации социальной защиты, учитывающего объем напряженности и повышенного риска военной службы как особого вида государственной службы, готовности военнослужащих жертвовать своим здоровьем и жизнью по имя интересов государства.
Вне зависимости от причины полученного ранения солдат всегда получит страховую сумму меньше той, которую получит офицер при равных или иных условиях. Вряд ли отвечают принципу социальной справедливости такие условия, при которых солдату, получившему повреждение здоровья при проведении контртеррористических мероприятий в Чечне, выплачивается страховая сумма гораздо меньше той, которую получает офицер, получивший подобное же повреждение здоровья на даче.
В армиях других государств существует иной подход в исчислении суммы страховой суммы. Например, в ВС Украины для расчета страховой суммы в подобном виде страхования для всех военнослужащих, вне зависимости от воинских званий и должностей, учитывается размер минимального прожиточного уровня, в ВС Белоруссии - размер минимальной заработной платы. В армиях стран дальнего зарубежья военнослужащим выплачивается фиксированный размер страховой суммы, рассчитываемый по страховому тарифу, выбранному самим военнослужащим.
К неурегулированным вопросам необходимо отнести реализацию обязательного государственного страхования военнослужащих, жизнь и здоровье которых подлежит обязательному государственному страхованию также и по другим федеральным законам. Существующие нормативные правовые акты, регулирующие страховые правоотношения, не обеспечивают учет специфики условий проведения страхования указанной категории военнослужащих.
Обозначенные проблемы в очередной раз подчеркивают необходимость постоянного совершенствования законодательных норм, регулирующих сложные и многогранные вопросы социальной защиты военнослужащих, которые являются неотъемлемой частью их статуса.
Белов В.К,
руководитель группы Юридического департамента ОАО
"Военно-страховая компания"
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
* Пункт 2 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащего".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.