Призыв граждан на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие и правовые аспекты
Защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью граждан Российской Федерации. В целях защиты Отечества государство устанавливает воинскую обязанность и создает Вооруженные Силы. Социальным назначением воинской обязанности является обеспечение кадра и запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, как в мирное, так и в военное время достаточным количеством личного состава всех категорий, отвечающего необходимым требованиям. Законодательством установлены следующие формы реализации гражданами Российской Федерации воинской обязанности: воинский учет, подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе, призыв на военные сборы, их прохождение.
Под призывом понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение воинских частей и подразделений личным составом, осуществляемый путем обязательного зачисления граждан на службу*(1).
Необходимо отметить, что комплектование Вооруженных Сил РФ гражданами, призываемыми на военную службу, осуществляется по экстерриториальному принципу*(2). Экстерриториальный принцип предполагает укомплектование воинских частей гражданами, проживающими вне места их дислокации.
Воинская обязанность в Российской Федерации предусматривает призыв граждан на военную службу. Основным видом военной службы граждан является прохождение военной службы по призыву. На основе анализа соответствующих конституционных норм, а также Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Конституционный Суд РФ определил прохождение гражданами военной службы по призыву в качестве основной формы реализации конституционной обязанности по защите Отечества*(3). При этом на абсолютное большинство военнослужащих, призванных на военную службу, возложена так называемая исполнительская функция. В ходе ее осуществления военнослужащие данной категории исполняют определенные обязанности. Они, например, обязаны постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать воинское мастерство; беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части; соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетыми и т.д.*(4)
Военная служба по призыву возможна для граждан при наличии ряда условий. Под условиями призыва на военную службу имеются в виду фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, исключительно при наличии которых и могут возникнуть военно-служебные отношения. В подп. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола. В связи с этим условиями прохождения военной службы по призыву являются пол человека и гражданство. Иностранцы и лица без гражданства не могут быть призваны на военную службу в Российской Федерации.
Условием призыва гражданина на военную службу является достижение гражданином определенного возраста. Законом установлен единый призывной возраст для граждан мужского пола - 18 лет. В связи с достижением вышеуказанного возраста государство имеет право требовать от гражданина совершения действий, направленных на исполнение воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву. Но решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста.
Лица, не призванные по различным основаниям до достижения возраста 27 лет, не подлежат призыву на военную службу. В то же время в литературе высказывается мнение о том, что призывной возраст необходимо поднять до 25 лет, так как в 18 лет в современных условиях юноша не готов к участию в военных действиях. Однако с этим трудно согласиться, хотя бы исходя из действующего российского законодательства, которое предусматривает, что полную деликтоспособность в соответствии с Гражданским кодексом РФ гражданин приобретает именно с 18 лет, и право вступать брак Семейный кодекс РФ также предусматривает для граждан, достигших возраста 18 лет. Поэтому в целях сохранения системности законодательства и призывной возраст устанавливается с 18 лет. Кроме того, согласно ст. 60 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Гражданин, который не достиг возраста 18 лет, в полном объеме не может обладать общим правовым статусом гражданина, в том числе и военнослужащего. В связи с этим возникает вопрос о статусе тех лиц, которые по достижении 16-летнего возраста принимаются в военные образовательные учреждения профессионального образования. В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
Среди основных полномочий Президента РФ в области обороны необходимо выделить полномочие по изданию указов о призыве граждан на военную службу. Вышеназванное полномочие закреплено законодательно. Так, в соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об обороне" Президент РФ издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом. Издание указов о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об их увольнении с военной службы следует отнести к военно-административным полномочиям Президента РФ.
Общественные отношения, возникающие в связи с призывом на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, регулируются указами Президента РФ. Проект указа Президента РФ о призыве на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, разрабатывает Главное управление кадров Министерства обороны РФ. В указах Президента РФ, как правило, определяются: сроки призыва на военную службу данной категории граждан, их количество, министерства и ведомства, куда они направляются для прохождения военной службы, орган исполнительной власти, осуществляющий призыв офицеров запаса.
Белоусов Н.В.,
подполковник юстиции,
преподаватель кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
*(1) Смирнов Д.В. Правовое регулирование военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин в ВС РФ: Дис.: канд. юрид. наук. М., 1996.
*(2) См. п. 4 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами. (Приложение к приказу Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30).
*(3) Постановление Конституционного Суда РФ от 21 октября 1999 г. N 13-П.
*(4) См. ст. 13 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.