Военные проблемы права социального обеспечения и социальной защиты граждан как составная часть системы военного права
Новые условия жизни в нашей стране, развитие правовой системы Российской Федерации предопределяют новое содержание отраслей права и отраслей российского законодательства. Этот объективный процесс находит свое отражение в развитии и военного права.
Объем и содержание проблем обеспечения социальной безопасности*(1) России, направленность задач ее обеспечения и способы их решения позволяют, по нашему мнению, поставить вопрос о разработке нового перспективного научного направления в военном праве - военных проблем права социального обеспечения и социальной защиты граждан. А совокупность специфических нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие комплекс однородных общественных отношений, возникающих в процессе социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, может быть названа военно-социальным законодательством.
Необходимость и возможность рассмотрения права социального обеспечения указанных категорий граждан в качестве относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения обусловлены тем, что Вооруженные Силы являются особой социальной системой, которая имеет ряд характерных черт. Военной организации государства свойственны особая организационная структура, специфические способы решения стоящих задач. Присущие ей дисциплина, строгая централизация и соподчиненность людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутика превращают армию в особый общественно-государственный институт, в "сложно организованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью и целостностью"*(2).
Основными факторами (или признаками), позволяющими рассматривать право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельного структурного элемента российского права социального обеспечения и военного права, являются:
а) особый характер повседневной служебной деятельности военнослужащих. Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время насчитывается более 20 ограничений основных прав и свобод военнослужащих, закрепленных законодательно, что обусловлено спецификой военной службы*(3). Особый характер военной службы не только обусловливает предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение;
б) высокая государственная и общественная значимость воинского труда, предназначенного для обеспечения безопасности государства в военной сфере, наличие прямой причинно-следственной связи между уровнем обороноспособности государства и степенью социальной защищенности военнослужащих, качеством их социального обеспечения;
в) наличие в системе органов государственной власти специальных органов, предназначенных осуществлять реализацию законодательства о социальном обеспечении и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
г) наличие в общей системе законодательства о социальной защите граждан особой, весьма значительной по объему и разнообразной по содержанию, группы нормативных правовых актов, регулирующих сферу социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
д) весьма обширный контингент населения Российской Федерации, включенного в сферу действия указанного законодательства. По нашим даже весьма приблизительным подсчетам, субъектами правоотношений в данной сфере являются сегодня до 15 млн. российских граждан (военнослужащие; члены их семей, пользующиеся рядом дополнительных гарантий и компенсаций в связи с профессиональным статусом главы семьи; граждане, уволенные с военной службы, чье пенсионное и другие виды социального обеспечения обусловлены былой принадлежностью к военной организации государства; ветераны; другие категории граждан).
Перечисленные сущностные признаки рассматриваемой сферы социального обеспечения позволяют ставить вопрос об институционализации права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельного структурного элемента, с одной стороны, общей системы отечественного права социального обеспечения, а с другой - военного права как комплексной отрасли права.
Военная доктрина России, утвержденная Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706*(4), в числе основных принципов развития военной организации российского государства провозглашает принцип реализации прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни. Посредством реализации законодательства о социальном обеспечении указанных категорий граждан обеспечивается формирование и поддержание на должном уровне социального потенциала оборонной мощи государства (социальный потенциал оборонной мощи - это возможности общества в укреплении оборонной мощи государства, обусловленные состоянием социально-классовой структуры, характером классовых и национальных отношений, условиями жизни и труда людей, мерой удовлетворения их потребностей, а также степенью осуществления социальной справедливости*(5)). Перед Россией в XXI в. стоит задача смены социальной парадигмы военного строительства: от принципа принудительности в выполнении гражданами своего воинского долга к обеспечению одного из основных прав человека - возможности свободы выбора и возрастанию личной ответственности гражданина за защиту общества и государства*(6). В связи с этим система социального обеспечения, ее эффективность в современных условиях становятся все более определяющим фактором престижности военной службы, укомплектованности Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, их боевой готовности и боеспособности и, в конечном счете, укрепления национальной безопасности России.
Социальному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в отличие от социального обеспечения других категорий граждан присущ ряд характерных особенностей, основными из которых являются:
во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся, главным образом, в федеральном законодательстве - законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль;
во-вторых, финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и др.), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан не используются;
в-третьих, если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т.п., то социальное обеспечение военнослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;
в-четвертых, социальному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;
в-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов льгот, пособий, компенсационных выплат, присущих только указанным категориям граждан (например, ежемесячное пособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей; социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсию; компенсация за поднаем жилых помещений бесквартирным военнослужащим и др.).
Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей составляет правовую основу государственной военно-социальной политики, под которой мы понимаем базирующуюся на совокупности специализированных нормативных правовых актов относительно самостоятельную составную часть социальной политики государства и его военной политики, направленную на управление социальным развитием военной организации государства, на удовлетворение материальных и культурных потребностей военнослужащих и членов их семей и обеспечение на этой основе воспроизводства их морально-психологического и физиологического потенциала, поддержание внутренней устойчивости, стабильности и боеспособности военной организации*(7).
Современной юридической наукой социальное законодательство рассматривается как относительно самостоятельное подразделение общей системы российского законодательства, состоящее из правовых норм, регулирующих специфический вид общественных отношений, складывающихся в сфере социальной политики, т.е. социальное законодательство является самостоятельной отраслью законодательства. В свою очередь, военно-социальное законодательство можно считать важнейшей подотраслью данной отрасли, объединяющей ряд родственных институтов социального законодательства (военно-пенсионное законодательство; законодательство о льготах, гарантиях и компенсациях, предоставляемых гражданам в связи с исполнением воинской обязанности; законодательство о жилищном обеспечении военнослужащих; военно-страховое законодательство и др.). Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости научного обеспечения развития и совершенствования военно-социального законодательства.
Таким образом, разработка теории права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве фундаментальной научной юридической проблемы является одной из актуальных задач современной военно-юридической науки. Теорией права обоснованно утверждается, что системообразующим фактором межотраслевой (с точки зрения системы права) интеграции выступают основные направления деятельности государства, т.е. его функции, в соответствии с которыми группируется нормативный материал. Направление правотворческой деятельности, выступающей в качестве одной из основных правовых форм осуществления функций государства, по мере накопления нормативного материала как ее результата и образует соответствующую отрасль законодательства. Такая важнейшая функция государства, как обеспечение обороны и безопасности страны (ст. 71 Конституции РФ), определяет необходимость развития и совершенствования военного права как комплексной отрасли права. В свою очередь, право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является важнейшей подотраслью военного права и составляет основу системы правового регулирования военно-социальной политики государства.
Корякин В.М.,
полковник юстиции,
кандидат юридических наук,
начальник юридической службы
Главного управления воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
*(1) Социальная безопасность - это: 1) совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений; 2) защищенность социальной сферы общества и государства от угроз, способных разрушить ее или обусловить ее деградацию. Объектами социальной безопасности являются люди, их законные интересы (потребности), общности, отношения; системы социализации человека (образования, воспитания, соцкультбыта); инфраструктуры жизнеобеспечения (здравоохранение, торговля, снабжение и т.д.); образ жизни. (См.: Гражданская защита: Понятийно-терминологический словарь. М.: Флайст, 2001. С. 406).
*(2) Социологический словарь. Минск, 1991. С. 253.
*(3) См.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 426-456.
*(4) Собрание законодательства РФ. 2000. N 17. Ст. 1852
*(5) См.: Горобцов Г.А. Социальный потенциал в системе оборонной мощи советского государства: Дисс.: д-ра филос. наук. М.: ВПА, 1991. С. 35.
*(6) См.: Певень Л. На пути к профессиональной армии//Гражданин. 2002. N 4. С. 7.
*(7) См: Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2003; Его же. Военно-социальная политика: к определению понятия//Военная мысль. 2003. N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.