Проблемы правоприменительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации
В условиях обострения общественных противоречий, когда развитие российского общества приобретает подчас сложный характер, роль правового регулирования строительства и использования Вооруженных Сил по защите Российского государства, борьбе с международным терроризмом резко возрастает. При этом невозможно решать военные проблемы, не учитывая проблем правовых, экономических, социальных.
О том, что в вопросах реализации социально-экономических прав военнослужащих существуют проблемы, свидетельствует общее количество писем с жалобами на нарушения их основных прав, поступивших в Приемную Министра обороны Российской Федерации, 87% из них направлены на защиту социально-экономических прав военнослужащих и членов их семей.
1. Под реализацией социально-экономических прав военнослужащих автором понимается претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений - государственных органов власти, местного самоуправления, органов военного управления, их должностных лиц, самих военнослужащих, через формы: соблюдение; исполнение; использование.
2. Особой формой реализации социально-экономических прав военнослужащих, по мнению автора, выступает правоприменение, которое отличается от других форм реализации, по следующим признакам:
а) оно осуществляется в пределах компетенции уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, воинских должностных лиц при реализации прав военнослужащих на жилые помещения, собственность, денежное довольствие, льготы по труду, отпуск, образование;
б) правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело военнослужащего, по нему выносится решение индивидуального, конкретного характера;
в) указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и тех органов государственной власти, военного управления, которые должны его исполнять;
г) правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к военнослужащим, органам военного управления, так или иначе причастным к рассмотрению дела (обязательность явки в военный суд свидетеля-военнослужащего, ответчиков; предоставление документов командиром части по требованию суда);
д) правоприменительная деятельность военного прокурора, военного суда регламентирована процессуальными нормами, определяющими последовательность и порядок совершения действий в правоприменении.
3. Юридическая форма правоприменительной деятельности по реализации социально-экономических прав военнослужащих всегда осуществляется в соответствии с принципами: законности; справедливости; целесообразности; обоснованности.
4. В целях эффективной реализации социально-экономических прав военнослужащих необходимо придерживаться системы взаимоувязанных правовых актов, которая сможет стабилизировать ситуацию в военной сфере, этому может служить "Военный кодекс Российской Федерации".
По нашему мнению, основные требования, которые предъявляются к актам применения при реализации социально-экономических прав военнослужащих, заключаются в том, чтобы они:
а) строго соответствовали нормативным, правовым актам, на основе которых принимаются;
б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или воинского должностного лица;
в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку принятого решения по реализации конкретного социально-экономического права, принадлежащего конкретному военнослужащему;
г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи).
5. Существенной обобщающей характеристикой действующего права является эффективность действия права, слагаемыми элементами которой являются:
строгая сформулированность самой нормы права, как соотношение фактического результата ее действия с теми социально-экономическими целями реализации прав военнослужащих, для достижения которых она принята;
профессионализм действий должностных лиц правоприменяющего органа;
четкая урегулированность общественных отношений в сфере реализации социально-экономических прав военнослужащих, что является юридическим результатом правоприменения.
Недостатком правоприменительного механизма по реализации социально-экономических прав военнослужащих являются: несовершенство законодательной базы в этой сфере; недостаточная правовая защищенность командира части, военного судьи, военного прокурора; отдельные случаи вмешательства в их деятельность со стороны вышестоящих органов государственной власти.
6. По нашему мнению, успешность и результативность правоприменительной деятельности во многом зависит: от воли правоприменителя, его целевых установок; условий работы и жизни правоприменителей (служебная нагрузка, техническая оснащенность, достаточное количество служебных помещений, обеспеченность литературой, вычислительной техникой, стимулирование труда, нормальный отдых и бытовая устроенность); организации работы следователей военных прокуратур, военных судей, командиров воинских частей, распределения задач и функций между ними и всеми участниками правоотношений, складывающихся в ходе реализации социально-экономических прав военнослужащих.
7. Ключевой проблемой является анализ отношения самих военнослужащих к нормам. По этому основанию нами выделяется несколько возможных вариантов:
первый, самый благоприятный, когда военнослужащие одобряют, поддерживают норму и охотно претворяют ее в жизнь;
второй, менее благоприятный, когда военнослужащие относятся к норме безразлично: норма - сама по себе, а поведение военнослужащих - само по себе. Норма не проводится в жизнь, но и не нарушается, она игнорируется;
третий, самый неблагоприятный вариант, когда военнослужащие настроены против нормы, активно ей противостоят, а подчас и нарушают ее.
На основании вышеизложенного, автор впервые вводит в научный оборот понятие "легитимность правоприменения".
Легитимность правоприменения по реализации социально-экономических прав военнослужащих означает вынесение в ходе правоприменительного процесса органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, воинскими должностными лицами персонифицированного правового акта, учитывающего интересы военнослужащего. При этом компетентные органы власти и общественные объединения делают акцент на законность, социальную справедливость, ведут правовое согласование интересов органов власти и интересов военнослужащего, добиваясь компромисса в реализации их субъективных социально-экономических прав.
В наиболее острых для общества ситуациях невыполнение нормы влечет за собой ответственность.
8. Изученные закономерности позволяют выделить причины недостаточной эффективности правоприменения по реализации социально-экономических прав военнослужащих: а) нечеткость, неясность, запутанность законодательной основы, ее экономическая необоснованность; б) отсутствие правоприменительной экспертизы законов, оценивающей их с точки зрения исполнительности; в) отсутствие правовой защищенности субъектов, занимающихся применением права; г) падение общественного "рейтинга" правоохранительных органов, отсутствие престижности такого рода служебной деятельности; д) отсутствие во многих случаях должной психологической взаимосвязи между правоприменителем и другими участниками правоприменительного процесса, когда ее наличие необходимо; е) слабое материальное обеспечение этой специфической деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления, воинских должностных лиц; ж) затянутость в нередких случаях по времени правоприменительного процесса, его повышенная затратность, неэкономичность; з) отсутствие должной связи правоприменительной деятельности с научными достижениями, отказ от использования апробированных и подтвержденных доктрин; и) встречающаяся "забывчивость" правоприменителей о том, что в первую очередь их деятельность должна быть законной и справедливой.
9. По нашему мнению, гарантии применения социально-экономических прав военнослужащих должны: а) законодательно закрепляться; б) быть реально возможными; в) направляться на обеспечение законности правоприменительного процесса; г) выполнять роль специальных "барьеров", ограждающих военнослужащих от произвола правоприменителя; д) компенсировать неравное положение субъектов - участников правоприменительного процесса.
Для этого автор предлагает: повышать роль сильной, независимой судебной власти; сократить сроки судопроизводства; освободить следователей военных прокуратур от обилия отчетных документов; совершенствовать систему общественного контроля (военными профсоюзами, Уполномоченным по правам военнослужащих) за распределенем командирами частей материальных благ, государственных ресурсов.
Автор различает следующие виды гарантий правоприменительной деятельности в сфере реализации социально-экономических прав военнослужащих: а) правовая процедура, когда совершенная и целесообразно налаженная процедурно-процессуальная форма обеспечивает права военнослужащих; б) судебная защита военнослужащего, к которому применяются правовые предписания; в) прокурорский надзор; г) участие органов государственной власти в реализации социально-экономических прав военнослужащих, гарантирующее справедливое и обоснованное применение правовых предписаний; д) деятельность Уполномоченного по правам военнослужащих.
10. Правоприменитель в условиях Вооруженных Сил России не должен поддаваться правовому нигилизму, всепрощенчеству. За неподготовленный, некачественно проработанный нормативный акт несет ответственность воинское должностное лицо, визирующее его. Ответственность может быть: дисциплинарной; административной; уголовной; гражданско-правовой. В то же время и командир (начальник) также должен быть защищен от незаконного вмешательства в свою компетенцию со стороны вышестоящего правоприменительного органа военного управления, незаконных претензий военнослужащих, реализуя свое право обращаться к вышестоящему командованию и в суд.
11. В ходе правового исследования автор делает вывод о необходимости принятия концепции совершенствования правоприменительной деятельности государственных органов власти, органов военного управления, местного самоуправления, военных профсоюзов по реализации социально-экономических прав военнослужащих, которая должна состоять из:
а) разработки "Военного кодекса Российской Федерации", "Инструкции по организации правоприменительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации", нормативных правовых актов, отражающих основы правоприменения по реализации социально-экономических прав военнослужащих;
б) разработки Федеральной государственной программы по реализации социально-экономических прав военнослужащих и определения компетенции правоприменителей всех уровней власти;
в) обоснования системной модели и уровней нормативного регулирования в связи с правовой реформой в Российской Федерации, совершенствованием общего и военного законодательства по реализации социально-экономических прав военнослужащих;
г) повышения юридической силы нормативных актов о социально-экономических правах военнослужащих, ограничения ведомственного нормотворчества;
д) отражения в Уставе воинской части правового статуса правоприменителя - командира (начальника) по реализации социально-экономических прав военнослужащих;
е) обучения командиров (начальников) правоприменительной практике в различных формах подготовки и переподготовки;
ж) подбора и воспитания правоприменителей, определения их профессиональной подготовленности в ходе обучения, аттестации и назначения на должности.
12. Укрепление законности в правоприменительном процессе по реализации социально-экономических прав военнослужащих определяется как: строгое соблюдение и исполнение законов, нормативных и правовых актов всеми органами государства, воинскими должностными лицами; режим неуклонного исполнения выражающих волю Российского общества законов и основанных на них подзаконных актов; соответствие нормам права деятельности участников общественных отношений.
13. В структуре военного законодательства необходимо единое программно-правовое, социально-экономическое обеспечение военных реформ, где механизм правоприменения был бы законодательно определен.
В этой связи автор считает необходимым:
во-первых, всю существующую законодательную базу, регулирующую правоприменительную деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по обеспечению социально-экономических прав военнослужащих, свести разделом в единый "Военный кодекс Российской Федерации", последующие изменения в который вносить в виде поправок к закону;
во-вторых, провести оперативное обновление системы законодательства, регулирующего социально-экономические права военнослужащих, отказаться от применения устаревшего законодательства;
в-третьих, осуществлять регистрацию в Министерстве юстиции всех ведомственных нормативных акты Министерства обороны России, касающихся неопределенного круга лиц, неперсонифицированных;
в-четвертых, отнести к числу необходимых условий законности правоприменительной деятельности и вопросы правовой защищенности правоприменителя.
Таким образом, по мнению автора, правоприменение как форма реализации социально-экономических прав военнослужащих - это особая государственная деятельность, форма государственно-правового контроля и юридической оценки правореализующих действий и правонарушений других субъектов права, носящая юридический характер и призванная обеспечить реализацию социально-экономических прав военнослужащих, которая сама является объектом контроля и оценки со стороны вышестоящих, компетентных государственных органов власти, органов военного управления, местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц.
Леншин С.И.,
полковник юстиции,
начальник кафедры конституционного (государственного)
и международного права, кандидат юридических наук, доцент
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.