Актуальные проблемы правового обеспечения военнослужащих и членов их семей льготами и преимуществами в области труда
Современное российское общество стоит перед необходимостью решения целого ряда сложных социальных и политических проблем, среди которых первоочередными являются построение правового государства и проведение военной реформы. Среди общепризнанных правовых ценностей, существующих в современном цивилизованном обществе, центральное место занимают те, которые определяют статус человека, регулируют и охраняют его права и свободы.
В этой связи предоставление льгот и преимуществ военнослужащим и членам их семей в области труда становится важным правовым институтом государства, направленным на улучшение жизненного уровня военнослужащих и их семей, обеспечение их достойным материальным вознаграждением, создание гарантированных механизмов социальной защиты. Кроме того, предоставление льгот и преимуществ, так же как и выплата основного материального вознаграждения военнослужащим, влияет на обороноспособность страны, имеет огромное политическое и социально-демографическое значение.
По мнению автора, изучаемая проблема актуальна по следующим основаниям: в правовых, демократических государствах, к которым относит себя Российская Федерация, должны неукоснительно соблюдаться нормы законодательства, права и свободы граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей.
В то же время на практике военнослужащие и члены их семей не всегда могут в полном объеме осуществлять свои конституционные права и свободы, как остальные граждане РФ. Данная проблема связана прежде всего с ограничениями, которые предусматривает действующее законодательство в отношении военнослужащих, со сложной экономической ситуацией в стране, с уровнем инфляции, с отсутствием четких и слаженных механизмов социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Правовыми основами предоставления льгот и преимуществ военнослужащим и членам их семей в области труда является совокупность правовых норм содержащихся в Конституции РФ, нормативно-правовых актах федерального значения (федеральные конституционные законы и федеральные законы), а также в подзаконных актах (ведомственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления). Кроме того, они также содержатся в правовых актах других отраслей права: трудовом, семейном, гражданском, военном и т.д.
Пункты 2, 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*(1) устанавливает, что правовая и социальная защита военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита предусматривает реализацию прав, льгот, гарантий, компенсаций органами государственной власти, органами военного и местного самоуправления совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц.
Льготы и преимущества военнослужащих и членов их семей в области труда заключаются в сохранении за гражданином на время исполнения им воинской обязанности места работы и заработной платы, выплате выходного пособия призывникам, трудоустройстве лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, зачете времени военной службы в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности. Они заключаются также в предоставлении гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей работы с учетом их специальности на государственных (муниципальных) предприятиях, в учреждениях или организациях. За этими лицами сохраняется в течение трех месяцев после увольнения с военной службы право на поступление на работу на те же предприятия, в те же учреждения или организации, а за проходившими военную службу по призыву и офицерами, призывавшимися на военную службу на два года из запаса, также право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.
Неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости, засчитывается период проживания вместе с мужьями в отдаленных гарнизонах и в местностях, где не было возможности трудоустроиться.
Жены военнослужащих при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные (муниципальные) предприятия, в организации и на оставление на работе при сокращении численности штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения средней заработной платы.
Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по обязательному государственному социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении льгот, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил одного года. За ними также сохраняется преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении численности штата работников.
Кроме того, существует ряд других льгот и преимуществ, военнослужащих и членов их семей в области труда, на которых хотелось бы остановиться автору.
В связи с сокращением численности Вооруженных Сил РФ значительное число уволенных военнослужащих и членов их семей попали в трудную жизненную ситуацию. Военнослужащие вместе с семьями оказались в зоне социального дискомфорта и риска, в разряде малообеспеченных категорий населения страны. Положение усугубляется нерешенностью многих социальных проблем в условиях военной службы, несовершенством существующей системы социальной защиты, неподготовленностью увольняемых в запас к жизни и работе в условиях рыночной экономики.
Ситуация на рынке труда складывается для этой категории населения нeблагоприятно. Сегодня спрос на профессионально не подготовленную для работы в переходный период категорию военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, явно невысок. Многие из них утратили навыки по тем гражданским специальностям, которые они получили, окончив военные учебные заведения.
При этом большинство из увольняемых в связи с сокращением Вооруженных Сил находятся в трудоспособном состоянии, имеют высокий образовательный уровень, готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях и способны внести реальный вклад в повышение эффективности российской экономики.
Сегодня только в Московской области проживает около 137 тысяч кадровых военнослужащих, уволенных с военной службы, а с учетом членов семей - около 400 тысяч, причем почти половина уволены без права на пенсию*(2).
Особенно это касается жен военнослужащих, которые при переезде с супругом на очередное место прохождения военной службы супруга, зачастую лишены возможности трудоустройства по специальности.
Количество военнослужащих-женщин в армии с каждым годом увеличивается. Исходя из статистических данных на 1 января 1999 г. количество военнослужащих-женщин в Вооруженных Силах РФ составило 114,6 тысяч, в том числе офицеров - 3,3 тысяч, прапорщиков, мичманов - 30 тысяч, солдат и матросов, сержантов, старшин - 81,3 тысяч человек. Сегодня в Вооруженных Силах РФ проходит военную службу на должностях офицеров, прапорщиков и мичманов, военнослужащих рядового состава по контракту более 90 тысяч женщин, из них более 4 тысяч - офицеры, более 25 тысяч - прапорщики и мичманы. Почти 300 женщин имеют воинское звание "полковник" и "подполковник", свыше 800 - "майор", остальные - младшие офицеры*(3).
В этой связи приобретают актуальное значение льготы в области труда, связанные с социальной адаптацией военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей.
Термин "социальная адаптация военнослужащих" достаточно часто употребляется в законодательстве и в литературе, когда речь идет о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, например, в постановлении Правительства РФ от 15 октября 2001 г. N 729, которым утверждена Государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и членов их семей на 2002-2005 годы"*(4).
Социальная адаптация военнослужащих - это деятельность органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и самих военнослужащих, направленная на профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих, включающая в себя процессы профориентации (оценка профессиональных и личностных качеств слушателей и соответствующего выбора необходимой обучающей программы), непосредственного обучения и, в ряде случаев, обеспечения трудоустройства по вновь полученной гражданской специальности.
Необходимо отметить, что само понятие "социальная адаптация военнослужащих" содержит в себе ряд элементов: во-первых, профессиональную ориентацию военнослужащих, уволенных с военной службы; во-вторых, профессиональную переподготовку военнослужащих, подлежащих в скором времени увольнению в запас; в-третьих, переподготовку военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей; в-четвертых, занятость и трудоустройство военнослужащих и членов их семей, граждан, уволенных с военной службы, прошедших профессиональную переподготовку; в-пятых, занятость и трудоустройство военнослужащих и членов их семей, граждан, уволенных с военной службы, не прошедших профессиональную переподготовку по "гражданским специальностям" перед увольнением в запас.
Отдельно хотелось бы остановиться на преимуществе военнослужащих в области труда, предусмотренном Трудовым кодексом РФ. Суть этого преимущества заключается в том, что на военнослужащих, по мнению автора, могут распространяться нормы, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в тех случаях, когда они находятся не при исполнении обязанностей военной службы.
С 1 февраля 2002 г. введен в действие Трудовой кодекс РФ*(5), который установил новые принципы регулирования и действия законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Так, согласно п. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организации; лиц, работающих по совместительству; женщин; лиц с семейными обязанностями; молодежи; государственных служащих и др.) устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
В п. 6 ст. 11 установлено, что Трудовой кодекс РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном Трудовым кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие по договорам гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: во-первых, военнослужащие по своему правовому статусу фактически приравнены к государственным служащим, о чем свидетельствует Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"*(6), и Указ Президента РФ от 1 июня 2002 г. N 537 "О денежном довольствии военнослужащих"*(7), в котором приведен табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы; во-вторых, на военнослужащих не распространяются действия Трудового кодекса, законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, во время исполнения ими обязанностей военной службы.
Мартиросян В.С.,
капитан юстиции,
адъюнкт кафедры трудового права,
гражданского и арбитражного процесса
Военного университета
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
*(1) См.: Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"//Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.
*(2) См.: Лагуткина В. Комментарий к областной программе о социальной защите военнослужащих//Ежедневные новости. Подмосковье: Газета. 2002. N 108. 18 июня. С. 4.
*(3) См.: Женское мужество//Независимое военное обозрение. 2003. N 8. С. 1.
*(4) См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 43. Ст. 4108.
*(5) См.: Трудовой кодекс РФ от 1 февраля 2002 г. N 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 3.
*(6) См.: Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 31. - Ст. 2990.
*(7) См.: Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 23. - Ст. 2132.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.