Теоретические вопросы обоснования необходимости стимулирования исполнения обязанностей военной службы
Правовое регулирование осуществляется преимущественно на информационном уровне с помощью управленческой информации, где четко конструируется алгоритм требуемого действия. Управленческая, так называемая прескриптивная, информация содержится в конкретных прямо воздействующих на интересы личности правовых средствах: правах, обязанностях, поощрениях, мерах юридической ответственности.
Информационный аспект действия права неотъемлем от психологического, так как нормативная информация способна регулировать поведение только в том случае, если он воспринята сознанием личности и трансформировалась в мотив ее деятельности.
Особенность психической активности человека состоит в том, что сознание дихотомически разделяет любую воспринимаемую информацию, используя правила деонтической логики, на положительно или отрицательно субъективно значимую. Правовая информация, таким образом, воспринимается индивидом как комплекс правовых стимулов и правовых ограничений.
Различные варианты сочетания правовых стимулов и правовых ограничений дают возможность существовать различным правовым режимам. По мнению С.С. Алексеева, "правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности"*(1). В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств он может быть стимулирующим или ограничивающим. В сфере государственно-служебных и военно-служебных отношений, исходя из наличия принципа обязательности решений (подп. 6 ст. 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.), правовой режим - властный, практически не оставляющий субъекту свободы выбора поведения*(2).
Вместе с тем имеющийся исторический опыт российского государства показывает, что минимизация дозволений в праве не способствует долговременной стабильности государства. Примером тому является разрушение тоталитарной государственной системы Советского Союза, законодательство которого применяло исключительно императивные формы правового регулирования.
Военная организация российского государства во все времена отличалась несколько консервативным подходом к управлению практически любым видом деятельности и некоторой инертностью в принятии прогрессивных решений, что не могло не сказаться на военном законодательстве Российской Федерации, нормы которого содержат довольно небольшое количество позитивных санкций (т.е. правовых поощрений - форм и мер юридического одобрения добровольно заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия) для таких субъектов военно-служебных отношений, как военнослужащие. Именно поэтому в военной среде традиционен вопрос: зачем стимулировать исполнение обязанностей военной службы, если военнослужащий и так в силу своего статуса во всех случаях должен беспрекословно исполнять волю вышестоящего командира?
Демократические реформы, прошедшие (и продолжающиеся в настоящее время) в России, весьма значительно изменили сознание большинства российских граждан, в том числе и военнослужащих: при наличии в обществе возможности выступать в качестве субъекта правоотношений в рамках нескольких правовых режимов (властного; дающего возможность выбора поведения; стимулирующего и т.п.) предпочтение отдается тому, который создает наиболее благоприятные условия для удовлетворения интересов. Недостаточное количество стимулирующих правовых средств в военном праве в самом общем виде влечет за собой создание следующей ситуации: военнослужащие, проходящие в настоящее время военную службу по контракту, не заинтересованы в добросовестном исполнении (не говоря уже о так называемом сверхисполнении"*(3)) обязанностей военной службы и, как следствие, осуществляют имитацию военной службы, а лица, имеющие потенциальную возможность заключить контракт о прохождении военной службы, не делают этого, отдавая предпочтение иным видам трудовой деятельности. Такая ситуация - свидетельство снижения социального престижа*(4) военной службы.
Как уже говорилось выше, сознание военнослужащего избирательно подходит к обработке правовой информации, в категоричной форме выделяя из нее двоичную систему правовых средств: "выгодно-невыгодно", "нужно - не нужно", "полезно-бесполезно", "необходимо-необязательно", "благоприятно - вредно". Исходя из этого и с учетом собственных интересов военнослужащий строит соответствующие алгоритмы своих действий в рамках исполнения обязанностей военной службы.
В психологическом механизме действия права можно выделить следующую последовательность: правовое средство - интерес - мотив - установка*(5).
Правовые средства (нормы права в целом и их элементы в частности) на информационно-психологическом уровне воздействуют на интересы. Интерес, в свою очередь, представляет собой форму проявления в сознании человека такой его потребности, удовлетворение которой для него жизненно важно.
Военнослужащий для удовлетворения собственного либо чужого интереса в ситуации, где имеется норма права, первоначально определяет то, что для этого должно быть сделано, достигнуто, т.е. определяет цель. При этом он обращается к норме, являющейся элементом ситуации, удовлетворения интереса. В этой норме содержится модель цели, которую он конкретизирует, адаптируя к реальным условиям жизни.
Правовой стимул только в том случае становится побудительной силой, когда затронет интерес военнослужащего и трансформируется в мотив. Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им.
Среди прочих личность военнослужащего характеризуют такие мотивационные образования, как аффилиация*(6), мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, мотив власти*(7). Мотив власти - стремление человека господствовать, управлять и распоряжаться людьми - один из важнейших в процессе прохождения военной службы при реализации государством гарантии назначения военнослужащих на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе (п. 2 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Установка - завершающая стадия психической регуляции, представляет собой переходный этап от интереса и мотива к действию. Основная ее характеристика - готовность действовать в соответствии с правовыми требованиями*(8).
Активность - сознательная деятельность субъектов, необходимый элемент социально-правового развития, стремление военнослужащего оптимизировать свои усилия и добиться высоких конечных результатов. Подобная активность основывается на единстве общественных и личных интересов, поэтому главным ее источником является именно интерес.
Создавая с помощью правовых стимулов благоприятные условия для реализации интереса, государство создает больше шансов для повышения позитивной активности, так как поведение строится таким образом, что активность направляется на удовлетворение самых насущных интересов.
Необходимо дифференцировать активность и инициативу. Активность могут формировать как стимулирующие, так и ограничивающие средства, инициативу - только стимулирующие. Инициатива - высшая форма активности, ее добровольное проявление, в основе которой лежит личная заинтересованность. Лишь инициативный подход способствует достижению максимально возможного полезного результата исполнения обязанностей военной службы, только он может лежать в основе "сверхисполнения", о котором говорилось выше.
Таким образом, максимальный управленческий эффект в сфере регулирования исполнения обязанностей военной службы может быть достигнут лишь при некотором изменении баланса стимулов и ограничений в публично-правовом режиме в пользу стимулов.
Тюрин А.И.,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права
Военного университета
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
*(1) Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 186.
*(2) Малько А.В., Родионов С.В. Правовые режимы в российской законодательстве//Журнал Российского права. 2001. N 9
*(3) О признаках "сверхисполнения" см.: Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М., 1997. С. 657.
*(4) Престиж социальный - привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам жизни и деятельности людей (их социальному положению, профессии, психологических и физическим качествам), а также социальным группам, институтам, организациям (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2000. Кн. 2. С. 1246).
*(5) Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 141
*(6) Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, идентифицировать себя с конкретной социальной группой. Данный мотив находится в тесной взаимосвязи с социальным престижем этой группы, в рассматриваемом случае - престижем воинского коллектива.
*(7) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов-н/Д., 1999. С. 155-157.
*(8) См.: Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993. С. 7, 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.