Совершенствование норм уголовного законодательства, направленных на охрану военной безопасности государства
Концепция правового государства, а также проводимая во всех странах СНГ правовая реформа требуют кардинального преобразования всего законодательства, в том числе и военного, в соответствии с принципами, определяющими качественно новые приоритеты и основные направления построения правового государства, в частности связанные с ориентацией на максимальное обеспечение безопасности личности, общества и государства и в целом безопасности всего человечества.
Одним из важнейших направлений деятельности государства является обеспечение военной безопасности.
Современные многочисленные источники угроз военной безопасности, носящие внутренний и внешний характер, требуют комплексных адекватных мер, направленных на защиту объектов безопасности, в том числе и военной службы. Ученые, занимающиеся исследованием данной проблемы, (профессора А.А. Тер-Акопов, К.В. Фатеев и др.) справедливо отмечают, что приоритетной является задача устранения угрозы, самого источника опасности.
Реалии современной действительности свидетельствуют, что нередко внутренние источники угроз военной безопасности государства обусловлены отсутствием стремления к максимальному и эффективному использованию рычагов права. Между тем формирование демократического общества предполагает повышение роли юридического фактора во всех сферах жизнедеятельности.
На этом фоне право, в том числе и военное, как единственный регулятор отношений, приобретает качественно новое значение.
Военное право должно служить постоянным инструментом для устранения угроз военной безопасности. Вся совокупность военно-законодательных актов должна способствовать устранению самих источников возникновения угроз, а не "стимулировать" их появление.
Анализ военного законодательства Российской Федерации и Республики Армения показывает, что в наших государствах до сих пор не создана такая нормативно-правовая база, которая в полной мере способствовала бы задачам обеспечения военной безопасности. Состояние защищенности военной безопасности требует радикального улучшения.
Бесспорно, что роль современного военного права в решении данной государственной задачи как никогда актуализируется.
Концепция законодательства о военной безопасности государства должна обеспечивать его внутреннюю согласованность, научную обоснованность, упорядоченность, тесную связь с другими мероприятиями государства по обеспечению военной безопасности.
Изложенное полностью относится и к проблеме пересмотра норм военно-уголовного законодательства РФ и РА.
Система военно-уголовного законодательства не отражает структуру интересов военной безопасности. Традиционное рассмотрение военно-уголовного законодательства как составной части военного законодательства позволяет сделать вывод, что действующее уголовное законодательство не в полной мере обеспечивает уголовно-правовую охрану всех элементов военной безопасности (в частности, незащищенной остается сфера гражданской обороны, материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, порядок воинского управления, не определено законодательство об уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке и т.п.). Для сравнения отметим, что в новом Уголовном кодексе Армении (принят 18.04.2003 г., вступил в силу с 01.08.2003 г.) воинские должностные преступления сохранены. Преступления, совершаемые в военное время или боевой обстановке также определены в уголовном законе.
Ученые, работающие в области военной юриспруденции (проф. А.А. Толкаченко и др.), справедливо отмечают, что назрела необходимость подготовки и принятия единого Военно-уголовного закона (кодекса), который содержал бы всю систему норм об уголовной ответственности за преступления против военной безопасности государства.
Проблема обеспечения военной безопасности, в том числе участников отношений, обеспечивающих функционирование военной организации, тесно связана с военно-уголовным законодательством.
Посягательство на объекты военной безопасности прежде всего допускается "изнутри" - самими военнослужащими, призванными для выполнения специальных функций по обороне государства. Качественное исполнение этих функций возможно со стороны тех лиц, которые в сферу воинских отношений включены в соответствии с требованиями военно-законодательных актов (учет возраста, состояния здоровья, семейного положения и т.п.).
Повседневная практика показывает, что соответствующие органы военного и иного управления не всегда руководствуются императивным требованием законов, запрещающих незаконно призывать в армию лиц, не подлежащих призыву. Противоправные действия таких должностных лиц создают реальную угрозу для военной безопасности, так как исполнение особых функций возлагается на негодных субъектов. Масштабы такой угрозы увеличиваются в тех случаях, когда данные лица совершают преступления, направленные на специальные объекты. Возникает проблема уголовной ответственности негодных субъектов за посягательство на специальные объекты. Как известно, в теории уголовного права и на практике по этому вопросу имеются различные позиции.
Представляется, что ненадлежащий субъект (т.е. незаконно находящийся в сфере воинских отношений) не должен нести ответственность за подобные деяния. Отрадно, что военно-судебная практика РФ последних лет идет по этому пути. Достаточно обратиться к соответствующим решениям Военной коллегии Верховного Суда РФ.
Еще больше случаев, когда военнослужащий, законно находящийся на военной службе, незаконно включается в специально-конкретную сферу отношений или на него необоснованно возлагаются иные обязанности. Думается, что в подобных случаях военнослужащий не может быть признан субъектом соответствующего воинского преступления.
Данная проблема достаточно сложная и дискуссионная. Было бы правильным и целесообразным в Общую часть УК (глава 4) включить норму "Условия наступления уголовной ответственности специальных субъектов" (к числу таких условий относятся: нормативный способ включения лица в сферу специальных отношений; наличие специальной правовой обязанности; наличие способности и возможности выполнять такие функции и др.).
Большой теоретический и практический интерес представляют случаи соучастия в преступлениях с ненадлежащим специальным субъектом. Приведенное законодательное предложение может способствовать правильному решению обозначенной проблемы, выработке общих и частных правил квалификации совместной преступной деятельности в подобных случаях.
Выявление случаев ненадлежащего включения лиц в сферу воинских отношений и освобождение их от ответственности за нарушение специально установленного порядка позволит выявить и привлечь к ответственности тех должностных лиц, которые допустили незаконное включение в сферу данных отношений.
Вопрос об уголовно-правовой оценке действий таких должностных лиц является неоднозначным, поэтому нуждается в уточнении.
Применительно к исполнению приказа или распоряжения проблема решена (ст. 42 УК РФ).
Сложнее обстоит дело в случаях, когда субъект ненадлежащим образом включается в сферу воинских отношений, а впоследствии причиняет вред данным отношениям или же своим деянием создает реальную угрозу причинения им вреда. На мой взгляд, за наступление вреда должно отвечать соответствующее должностное лицо. При этом его деяние не охватывается действующими составами должностных преступлений.
С учетом этого, предлагается в УК РФ и РА включить норму об уголовной ответственности за "незаконное включение лица в сферу специальных отношений".
Проблема криминализации деяний должностных лиц, связанных с незаконным включением субъектов в сферу специальных отношений, является актуальной и необходимой для устранения определенных источников угроз военной безопасности.
В заключение, возвращаясь к вопросу о роли и значении военного права в свете обеспечения военной безопасности, предлагаю на базе Военного университета создать Центр военно-правовых исследований стран СНГ.
Задачами такого Центра могут быть: разработка единой концепции военного права стран СНГ; развитие военно-правовой теории на базе функционирования всей системы права данных государств; изучение организационно-правовых основ строительства Вооруженных Сил; выработка предложений по совершенствованию военного и военно-уголовного законодательства; обоснование предложений по эффективной защите военной безопасности; оказание помощи органам военной юстиции; ведение издательской деятельности; изучение международного опыта и др.
Аветисян С.С.,
подполковник юстиции,
судья Апелляционного суда Республики Армения
по уголовным и военным делам,
кандидат юридических наук
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.