Криминальная ситуация в воинских формированиях страны как угроза военной и национальной безопасности
Современная практика органов военной юстиции и военного управления, связанная с применением военного права в процессе борьбы с правонарушениями в воинских формированиях страны, позволяет утверждать, что причины преступности военнослужащих в основном совпадают с общими причинами преступности в целом в стране, исходя из общепризнанных констатаций о том, что армия - часть общества, а лучшая уголовная политика - это политика социальная.
Так, до 75% преступлений в воинских формированиях совершается по корыстным мотивам, зачастую связанным с необходимостью обеспечения виновными элементарных, жизненных потребностей в питании и т.п. Недоедание превращает российских воинов в дистрофиков, что отмечается и Главной военной прокуратурой.
Серьезнейшей проблемой остается недостаточное обеспечение армии необходимыми для выполнения своих функций материальными ресурсами.
Исследования показывают, что 72% офицеров характер материального стимулирования, сложившийся в воинских формированиях, не побуждает их к добросовестной военной службе. 23% расценивают характер финансирования как стимул к исполнению служебных обязанностей с незначительной самоотдачей.
Невозможность найти иной, законный источник средств существования толкает ряд военнослужащих на совершение преступлений, в том числе тяжких (продажа оружия, боеприпасов, боевой техники, средств вооружения, наркотиков и т.п.) Не сверхкорыстолюбие, а зачастую элементарные голод и нищета на уровне крайней необходимости инициируют преступления военнослужащих.
Механизм распределения материальных ценностей, который функционирует сегодня в нашем обществе, постепенно обескровливает армию. Молодые, наиболее энергичные и дееспособные офицеры увольняются из войск (при этом они нередко становятся функционерами криминальных структур). За последние 2,5 года из Вооруженных Сил уволено около 150 тыс. офицеров, 80% из них - досрочно. В основном это молодые люди в возрасте до 30 лет (35%) и от 34 до 40 лет (46%).
Число молодых офицеров, досрочно уволенных с военной службы (в том числе и военных юристов), почти равно ежегодному выпуску лейтенантов из военно-учебных заведений. 38% офицеров готовы досрочно уволиться из армии, 19% демонстративно пассивно выполняют свои служебные обязанности.
Существующая в стране и ее военной организации идеологическая неопределенность, отсутствие национальной объединяющей идеи подчас деморализует молодежь (и ту, которая уже призвана в армию, и ту, которая является призывным контингентом).
В армии образовался идеологический вакуум. За неопределенные идеалы молодые люди не желают претерпевать трудности и лишения военной службы. В то же время уклоняющиеся от военной службы получают солидную идеологическую поддержку от многих средств массовой информации и некоторых политических деятелей. По данным военно-криминологических исследований, до 20% опрошенных военнослужащих считают, что понятие воинского долга не имеет для них никакого значения.
Негативны результаты функционирования нашей социальной системы в сфере воспитания подрастающего поколения. Если десятилетний подросток еще не лишен светлых идеалов, патриотической направленности, то к 16 годам обществу удается практически полностью все это уничтожить в его душе: 80% призывников не хотят служить, 46% из них не намерены связывать свою жизнь с армией ни при каких обстоятельствах, 12% предпочитают альтернативную службу.
Людям вольно-невольно навязываются такие эталоны поведения и стиля жизни, которые не дают им возможности честно трудиться и жить. Нет целостной государственной идеологии и социальной психологии как выразителей гражданского поведения личности, роста общественного самосознания, правовой и духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма, гордости за страну.
Поколение, сформировавшееся в последнее десятилетие, отличается отсутствием высоких общественно значимых ориентиров, нежеланием заниматься производительным трудом, служить в армии, стремлением получить высокий доход любым путем. При этом отовсюду слышатся заявления, что сегодня стыдно мало зарабатывать. А честно служа в современной российской армии, невозможно много заработать.
Коварство новой потребительской идеологии заключается в том, что она навязывается не лозунгами и пропагандистскими штампами, а самой логикой жизни. Преломляясь в сознании военнослужащих, эта логика толкает их на различные общеуголовные и воинские преступления, в основном корыстной мотивации.
Среди опрошенных офицеров до 85% заявили, что господствующая в обществе идеология не побуждает их к добросовестному исполнению служебных обязанностей, 14% - побуждает с незначительной самоотдачей. Лишь менее 1% офицеров заявили о наличии у них побуждений к воинской службе со значительной самоотдачей. Еще около 2% опрошенных ответили, что господствующая идеология их устраивает, поскольку позволяет совмещать службу с коммерцией. Есть все основания говорить, что Россия в военной сфере утрачивает духовно-нравственную безопасность.
Афоризмом стало высказывание о том, что войны выигрывает школьный учитель. В 60-е годы американцы называли советскую систему образования "секретным оружием русских". Сегодня это оружие также утрачивается.
Анализ преступности военнослужащих показывает, что причиной трети (33%) преступлений явились недостатки образования, культуры и воспитательной работы.
При этом выявление правонарушений в войсках затруднено, поскольку в военной организации нет соответствующих структур по типу военной полиции. Раскрытие преступлений - это функция уголовного розыска. Прокуратура, не имеющая оперативной службы, может осуществлять лишь координацию розыска и надзор за этой деятельностью. Для повышения раскрываемости преступлений и превентивного выявления готовящихся общественно опасных деяний в мировой криминальной практике выстроилась система соответствующих полицейских структур: служба криминальной разведки, структуры наружного и электронного слежения, подразделения захвата и т.д. Во всех современных армиях мира военная полиция располагает указанными структурами, они были в армии дореволюционной России.
Тревожной проблемой армии является недостаточная компетентность и воинская пригодность офицерского и сержантского состава. Уровень подготовки офицеров нельзя признать оптимальным.
Офицерский корпус постепенно становится прибежищем аутсайдеров, людей, непригодных к командирской работе. По оценкам офицеров ротного звена, более 10% их коллег просто боятся своих подчиненных.
Еще одна из причин живучести криминала в войсках - недостаточное изучение преступности, ее причин, отсутствие структур, занимающихся активным поиском эффективных мер избавления от криминального феномена. Противоречивость официальной статистики воинской преступности вызывает сомнения в объективности той информации, на основе которой руководство страны оценивает криминальную ситуацию в войсках. А без объективной информации невозможно оперативно разрабатывать эффективные меры воздействия на преступность.
К числу возможных причин правонарушений в войсках также следует отнести недостаточную, постоянно меняющуюся и слабо взаимодействующую с иными нормативными системами правовую базу военной службы; отсутствие реального эффекта от продекларированной военной и военно-правовой реформы.
В качестве главных направлений воздействия на преступность в войсках на началах комплексности и системности указанного безальтернативного процесса представляются следующие.
1. Утверждение в обществе здоровой, конструктивной идеологии, развитие патриотизма и духовности, обеспечение духовно-нравственной безопасности, поднятие престижа военной службы комплексом социально-правовых мер.
2. Оптимизация военной организации государства в соответствии ее с современными целями и задачи. Уменьшение количества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
3. Реорганизация системы распределения национальных богатств страны; обеспечение воинских формирований всеми необходимыми ресурсами для их нормального функционирования.
4. Проведение твердой государственной политики, формирующей и обеспечивающей здоровый образ жизни россиян, укрепление здоровья нации в физическом и нравственном отношениях.
5. Совершенствование структуры военных правоохранительных органов, существующих ныне в усеченном, неполном виде; воссоздание органов военной полиции.
6. Реорганизация организационно-кадровой работы. Стимулирование притока в войска способных и подготовленных кадров, улучшение системы их подготовки и социально-правовой защищенности на началах реалистичности оплаты военного труда.
7. Совершенствование научного и информационного обеспечения процесса разрушающего воздействия на преступность в воинских формированиях страны.
8. Улучшение подготовки и переподготовки кадров органов военной юстиции.
Многочисленный исторический и зарубежный опыт показывает необходимость учета военных аспектов в деятельности органов юстиции заранее, в мирное время, исходя из принципа "учить войск тому, что необходимо на войне". Так, история и современная практика свидетельствуют о невозможности осуществления правоохранительных и судебных функций невоенными органами, действующими на территории, на которой вводится военное или чрезвычайное положение.
Между тем законы, регламентирующие деятельность органов военной юстиции в особые периоды, в Российской Федерации не приняты, что не может быть признано правильным.
Во все времена обнаруживается определенная специфичность деятельности соответствующих органов в особые периоды, в чрезвычайных ситуациях. Поэтому совершенствование в отмеченной части отечественного материального, процессуального, военного законодательства не должно оставаться делом отдаленного будущего, а является настоятельной необходимостью в контексте повышения внимания к вопросам военной и национальной безопасности.
Косован О.А.,
кандидат юридических наук
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.