К вопросу о правовом регулировании расследования преступлений, совершенных военнослужащими в районах вооруженного конфликта
Анализ истории и современного состояния мирового развития показывает, что в силу своего особого геополитического и геостратегического положения Россия не может не испытывать на себе воздействие вооруженных конфликтов, происходящих в непосредственной близости, а тем более на территории самой Российской Федерации. Расширение спектра угроз территориальной целостности Российской Федерации в результате вооруженных конфликтов немеждународного характера, делает территорию России уязвимой в военном отношении. Большой периметр границ, широкий разброс государств и сил, с которыми Россия вынуждена строить отношения, близость к очагам напряженности и узлам геополитических и региональных противоречий создают оригинальную ситуацию, когда несколько вооруженных конфликтов вблизи или на территории России могут для ее внутренней организации и усилий по ликвидации сравняться с эффектом широкомасштабной войны.
В районах вооруженных конфликтов в условиях боевой обстановки ряд существующих нормативных предпосылок расследования преступлений перестает работать, поэтому требуются дополнительные нормативные предпосылки.
Проведенное нами изучение опыта правового регулирования в период Великой Отечественной войны показало, что, несмотря на детальную регламентацию всех сторон жизни населения страны, военных действий и работы органов военной юстиции, существовал один крупный недостаток - многочисленные источники правового регулирования и отсутствие единой концепции правового обеспечения военных действий и комплексных нормативных правовых актов, регламентирующих особенности судоустройства и судопроизводства в условиях войны. Представляется необходимым устранить этот недостаток в рамках проводимой в настоящее время военно-правовой реформы путем разработки системы законодательного регулирования в условиях войны, состоящей из следующих нормативных правовых актов (федеральных конституционных и федеральных законов): 1) О высших органах государственной власти РФ в военное время; 2) О военном положении; 3) О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ; 4) О гражданской обороне; 5) О государственной (военной тайне) и военной цензуре; 6) О военных прокуратурах и военных судах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий; 7) О внесении изменений и дополнений в УК РФ (уголовное законодательство военного времени); 8) О внесении изменений и дополнений в УПК РФ (об особенностях уголовного судопроизводства и судоустройства в военное время); 9) О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ (уголовно-исполнительное законодательство военного времени); 10) О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ (об особенностях регулирования гражданских правоотношений в военное время); 11) О внесении изменений и дополнений в КоАП РФ (об усилении административной ответственности в военное время); 12) О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ (об особенностях правового регулирования трудовых правоотношений в военное время); 13) О порядке привлечения граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями; 14) О порядке эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временного отселения граждан в безопасные районы РФ в военное время; 15) О порядке изъятия необходимого для нужд обороны имущества и транспортных средств у организаций и граждан;
Современное российское законодательство из всего этого перечня нормативных правовых актов содержит только четыре федеральных конституционных и федеральных закона ("О военном положении", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ", "О гражданской обороне" и "О государственной тайне"), что свидетельствует о неготовности законодательной базы РФ к возникновению подобных чрезвычайных обстоятельств.
В отличие от прежнего законодательства, которое устанавливало ответственность за воинские преступления, совершенные как в мирное, так и военное время и в условиях боевой обстановки, нормы нового УК РФ (1996 г.) предусматривают ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. В целях устранения нелогичности, незавершенности и слабой системности военно-уголовного законодательства возникла необходимость восстановления в УК РФ норм об уголовной ответственности за преступления, совершенные в военное время и в боевой обстановке, в редакции, максимально приближенной к редакции Закона СССР "Об уголовной ответственности за воинские преступления" (1958 г.). Однако даже если бы законодательство военного времени и было принято, то именно отсутствие должной правовой основы участия воинских формирований в боевых действиях в период вооруженных конфликтов немеждународного характера явилось бы причиной неприменения законодательства военного времени, которое устанавливает уголовную ответственность военнослужащих за совершение преступлений в военное время и в боевой обстановке.
Один из выходов из данной правовой коллизии видится нам во включении в УК РФ норм об уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы в районе вооруженного конфликта немеждународного характера, что, в свою очередь будет правовой основой использования этого квалифицирующего признака в правоприменительной практике. Более того, уголовное наказание за преступления, совершенные в районе вооруженного конфликта, должно быть строже, чем за преступления против военной службы, совершенные в мирных условиях, но вместе с тем мягче, чем за преступления, совершенные в военное время и в боевой обстановке (когда стоит вопрос о суверенитете самой Российской Федерации).
В период двух вооруженных конфликтов немеждународного характера в Чечне, когда длительное время велись крупномасштабные боевые действия с применением авиации и тяжелого вооружения, активного огневого противодействия со стороны незаконных вооруженных формирований Чечни, контролирующих определенную территорию, режим чрезвычайного положения так и не был введен, ибо по своему содержанию и срокам действия (не более 60 суток в отдельных местностях РФ), он не рассчитан на подобные экстраординарные ситуации.
Современные реалии и задача урегулирования второго вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики настоятельно требуют разработки нового правового режима - "особого положения", занимающего промежуточное место между режимами чрезвычайного положения и военного положения. При этом правовой режим "особого положения" должен обладать определенной спецификой и допускать более существенное ограничение прав и свобод граждан, а также возлагать на них дополнительные обязанности по сравнению с правовым режимом чрезвычайного положения, но в то же время быть более мягким по сравнению с правовым режимом военного положения. За основу правового режима "особого положения" можно взять правовой режим чрезвычайного положения с учетом содержания правового режима в зоне проведения контртеррористической операции, определенного в ст. 13 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", дополнить его, увеличив срок действия до 6 месяцев в отдельных местностях РФ и ограничив его временными рамками ведения широкомасштабных боевых действий в районе вооруженного конфликта, исходя из того, что широкомасштабные боевые действия в ходе двух вооруженных конфликтов в Чеченской Республике велись около 6 месяцев (11 декабря 1994 г. - 14 июня 1995 г.; октябрь 1999 г. - 1 июня 2000 г.).
Маликов С.В.,
полковник юстиции,
докторант кафедры криминалистики Военного университета,
кандидат юридических наук, доцент
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.