Тайна как элемент государственной безопасности
Государственная тайна - это правовой институт суверенного государства, надежная защита которого способствует проведению государством нeзависимой политики, отстаиванию своих интересов при решении внутригосударственных и международных проблем.
Понятием государственной тайны охватываются важнейшие сведения в сфере политических и экономических интересов государства, обороноспособности и военной безопасности. В современных условиях необходимость защиты государственных и военных интересов обусловлена рядом обстоятельств:
во-первых, постоянно увеличивается объем охраняемых государством сведений, и прежде всего в военной сфере. Осуществляется разработка новых образцов вооружения и военной техники, в систему обеспечения обороноспособности страны внедряются новые технологии;
во-вторых, остается высокой активность и изощренность спецслужб иностранных государств по добыче информации, и прежде всего сведений, составляющих государственную и военную тайну;
в-третьих, интерес к секретам уже не ограничивается рамками деятельности государственных органов (разведок) иностранных государств. Активно включились в сбор информации, чаще всего экономического характера, иностранные фирмы и другие негосударственные организации и объединения, работающие под маской экологических, гуманитарных и других учреждений;
в-четвертых, даже единичные факты утечки сведений, составляющих государственную и военную тайну, способны нанести большой ущерб государственным интересам, повлечь осложнение международных отношений, поставить государственные органы перед необходимостью перестройки системы обеспечения контроля и безопасности.
Необходимость уголовно-правовой защиты информации военного содержания вызывается тем, что нарушения установленных правил поведения в информационном пространстве способны привести к раскрытию охраняемой законом государственной и военной тайны, их разглашение может повлечь угрозу обороноспособности и безопасности государства, нанести значительный ущерб экономическим интересам страны.
На военнослужащего, как субъекта, наделенного специальным правовым статусом в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", возлагается специальная обязанность по сохранности государственной и военной тайны. В нормах же Уголовного кодекса 1996 г. этой проблеме не уделено должного внимания. В УК РФ вообще отсутствуют нормы об ответственности за разглашение сведений, составляющих военную тайну.
Недостаточная теоретическая разработка вопросов уголовно-правовой защиты государственной и военной тайны вызывает необходимость их исследования, выявления соотношений между сведениями, составляющими эти тайны, а также их взаимосвязи с нормами других отраслей права (уголовно-процессуального, административного, военного).
В связи с возможностью прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации иностранных граждан представляется необходимым и своевременным в органах государственной власти и военного управления рассмотреть вопрос о порядке допуска их к сведениям, составляющим военную тайну.
Статистика роста преступлений, связанных с разглашением государственной тайны, объективно свидетельствует о необходимости научного исследования вопросов обеспечения режима сохранности сведений, имеющих различные грифы секретности. Недостаточно определенный в настоящее время статус сведений военного характера, относимых ранее к военной тайне, влечет возможность их доступности и использования во вред интересам военной безопасности.
Правовая регламентация институтов государственной и военной тайны в различные исторические периоды развития нашего государства обеспечивала надежную их охрану.
После принятия в 1993 г. Федерального закона "О государственной тайне" часть военных сведений под грифом "секретно" перешла в категорию государственной тайны, но огромная масса сведений военного характера, с которых был снят гриф секретности, осталась без какой-либо правовой охраны. Этот факт существенно снизил режим сохранности конфиденциальных военных сведений, не подлежащих оглашению, и, как следствие этого, в 90-х гг. по стране прокатилась волна шпионских скандалов. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г., в отличие от УК РСФСР 1960 г., не содержит нормы об ответственности за разглашение военной тайны либо утрату документов, содержащих сведения, составляющие военную тайну; такое положение отрицательно сказывается на сохранности документов, имеющих непосредственное отношение к жизнедеятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Общественная опасность разглашения государственной тайны либо утраты военнослужащими документов, содержащих государственную тайну, обусловлена, прежде всего, нарушением установленного в Вооруженных Силах Российской Федерации режима обеспечения секретности, а также установленного порядка прохождения военной службы и, как дополнительный фактор, возможностью использования этих документов в ущерб обороноспособности и безопасности государства.
Строгое и неуклонное соблюдение установленных правил обращения с документами, содержащими государственную и военную тайну, - важнейшая обязанность всех военнослужащих, давших присягу на верность своему Отечеству.
В целях приведения в соответствие положений, раскрывающих содержание государственной и военной тайны в федеральных законах, нормативных актах органов военного управления, представляется целесообразным на с учетом отечественной и зарубежной практики внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства:
во-первых, внести уточнения в Федеральный закон "О государственной тайне". В частности, дополнить раздел 2 Перечнем сведений военного характера, не подлежащих оглашению, и изложить его в следующей редакции: "Перечень сведений, составляющих государственную и военную тайну", а также дополнить раздел 6 нормами об охране указанных сведений и изложить его в следующей редакции: "Защита государственной и военной тайны";
во-вторых, внести изменения в Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". В частности, раздел 1 изложить в следующей редакции: "Сведения военного характера, доступ к которым ограничен центральными органами военного управления в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне".
Представляется также целесообразным ввести в УК РФ дополнительную норму, которая бы охраняла военные сведения, не относящиеся к государственной тайне, но не подлежащие оглашению в силу своей значимости и конфиденциальности. Уголовная ответственность за разглашение сведений военного характера, не подлежащих оглашению, но не являющихся государственной тайной, должна наступать в рамках специальной статьи, введенной в гл. 33 УК РФ.
В УПК РФ необходимо предусмотреть основания и пределы получения информации, составляющей предмет государственной или военной тайны, а также уголовно-правовые средства ее защиты, гарантирующие соблюдение прав и обязанностей участников уголовного процесса.
Слободанюк И.А.,
подполковник юстиции,
преподаватель кафедры уголовного права
Военного университета
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.