Вопросы ответственности за нецелевое использование бюджетных средств военными организациями
В последнее время в российской правовой системе наряду с традиционными видами юридической ответственности: гражданской, дисциплинарной, административной и уголовной - в качестве самостоятельного вида стала выделяться финансово-правовая ответственность. Однако было бы преждевременным утверждать, что данный институт полностью сформировался, поскольку до сих пор отсутствует единая система мер финансово-правовой ответственности и финансово-процессуальных производств.
Одной из разновидностей финансово-правовой ответственности является ответственность за нарушение бюджетного законодательства, правовые основы порядка и условия привлечения к которой предусмотрены четвертой частью Бюджетного кодекса Российской Федерации. В числе предусмотренных Бюджетным кодексом РФ нарушений бюджетного законодательства названо и нецелевое использование бюджетных средств.
В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 16.04.1996 г. N 3-А2-02 "О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета" под использованием не по целевому назначению средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
При этом вызывает сомнение возможность и целесообразность применения штрафных санкций в отношении бюджетных учреждений, и прежде всего военных организаций. Во-первых, далеко не каждая военная организация зарегистрирована в качестве юридического лица. Во-вторых, военные организации являются бюджетными учреждениями, полностью финансируемыми за счет средств федерального бюджета, которые имеют строго целевое назначение. Штраф предполагает сокращение объема финансирования расходов на нужды военной организации, цели создания и вся деятельность которой носят публичный, т.е. общезначимый, общегосударственный характер. Что же в данном случае выступает в качестве источника для уплаты штрафа, который подлежит зачислению в бюджет и насколько такая мера целесообразна? Представляется верным, что БК РФ предусматривает наступление мер административной ответственности только в отношении должностных лиц (руководителей) организаций - получателей бюджетных средств. А поскольку порядок и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства определяются БК РФ (ст. 1), вопрос о конкуренции норм административного и бюджетного законодательства должен решаться в пользу последнего.
К уголовной же ответственности может быть привлечено лишь должностное лицо, совершившее нецелевое использование бюджетных средств с использованием своих служебных полномочий вопреки интересам службы по ст. 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями". В целом же УК РФ не содержит ни одного состава преступления, предусматривающего ответственность за совершение преступления в бюджетной сфере.
Как следует из смысла ст. 289 БК РФ, единственной мерой финансово-правовой ответственности за нецелевое использование бюджетных средств является взыскание суммы нецелевого использования в бесспорном порядке. По своей сути такого рода взыскание вряд ли может быть отнесено к мерам юридической ответственности, поскольку оно не влечет какого-либо ущерба для нарушителя и не оказывает на него иного неблагоприятного воздействия: собственник попросту изымает предоставленные средства в целях пресечения возможности продолжения правонарушения. В то же время, предусматривая изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, законодатель забывает, что в результате такого использования могла быть получена прибыль, изъятие которой не предусматривается.
Между тем, помимо штрафных санкций существуют и иные возможности оказать воздействие на бюджетное учреждение, использующее бюджетные средства не по целевому назначению.
В числе мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, ст. 282 БК РФ называет блокировку расходов. Исключительное право давать разрешение на применение данной меры принадлежит министру финансов РФ. В соответствии со ст. 231 БК РФ блокировка расходов бюджета может быть осуществлена при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. Однако остается неясным, в каком порядке и каким образом должна применяться данная мера, поскольку ст. 289 БК РФ не называет данную меру в числе санкций за нецелевое использование бюджетных средств. Видится правильным применять блокировку расходов в исключительных случаях, например при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств в особо крупном размере.
Таким образом, отметим следующее:
1. Совершенствование такой юридической конструкции, как ответственность за нарушение бюджетного законодательства, в целом требует одновременных изменений финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.
2. Целесообразно исключить из ст. 15.14 КоАП РФ положения, предусматривающие меры административной ответственности в отношении юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств, как противоречащие БК РФ, одновременно увеличив срок давности для привлечения к такой ответственности должностных лиц.
3. Установить в БК РФ меры финансово-правовой ответственности в отношении бюджетных учреждений в виде изъятия бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; блокировки расходов и запрета осуществления отдельных видов расходов, усовершенствовав процедуру привлечения к ответственности.
Берладир Ю.В.,
капитан юстиции, кандидат юридических
наук, доцент кафедры специальных юридических дисциплин
МПИ ФСБ России
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.