Экологическое обеспечение Вооруженных Сил в Концепции национальной безопасности России
В 1992-1995 годах на уровне Совета Безопасности, Правительства РФ и Министерства обороны РФ был принят ряд решений в сфере экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ, что, по существу, явилось первым шагом в создании комплексной системы обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил РФ. В частности, разделом "Экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ" государственной комплексной научно-технической программы "Экологическая безопасность России" и "Национальным планом действий по реализации решений конференции ООН по окружающей среде и развитию" предусматривалась разработка экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ. В соответствии с этими положениями директивой Министра обороны РФ Д-37 1992 года были определены первоочередные задачи по экологическому обеспечению Вооруженных Сил РФ.
Согласно Концепции экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ, утвержденной в соответствии с директивой Д-37, под ним понимается комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых Вооруженными Силами в мирное и военное время, направленных на охрану и восстановление природной среды в ходе деятельности Вооруженных Сил и обеспечение решения задач войсками и силами в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов. Целью экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ, согласно Концепции, является достижение экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил и защита личного состава, вооружения и военной техники от экологических угроз.
Военный энциклопедический словарь раскрывает понятие "обеспечение военных действий", под которым понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание войск (сил) в высокой боевой готовности, сохранение их боеспособности, создание благоприятных условий для организации и своевременного вступления в бой и успешного выполнения поставленных задач, а также на воспрещение или предупреждение внезапного нападения противника, снижение эффективности его ударов. По характеру решаемых задач обеспечение военных действий подразделяется на оперативное (боевое), специально-техническое и тыловое.
Оперативное (боевое) обеспечение - это комплекс мероприятий, осуществляемых в целях создания благоприятных условий для успешного ведения боя, эффективного применения средств вооруженной борьбы, сохранения высокой боеспособности войск (сил), воспрещения или предупреждения внезапного нападения противника а также снижения эффективности его ударов по войскам (силам). Основные виды боевого обеспечения: разведка, защита от ОМП, радиоэлектронная борьба, маскировка, инженерное, химическое, топогеодезическое, гидрометеорологическое обеспечение. Под тыловым обеспечением войск понимается комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей войск в целях поддержания их в боевой готовности, для выполнения поставленных или решения повседневных задач; включает материальное, транспортное, медицинское, торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное, финансовое и другие виды. Г.П. Серов считает, что "наряду с тыловым, инженерным и иными видами обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленными в боевых уставах и наставлениях, провозглашен новый вид обеспечения - экологическое обеспечение"*(1). На взгляд автора, исходя из вышесказанного, более правильно считать, что экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ разделяется на экологическое обеспечение в повседневной деятельности Вооруженных Сил РФ (в мирное время) и экологическое обеспечение в военное время, и только в последнем случае оно будет являться элементом боевого обеспечения.
Развитие российского права в области безопасности можно определить как тенденцию комплексного подхода к определению сущности, содержания, целей, задач и основных компонентов безопасности в целом. Так, экологическая безопасность наряду с экономической, военной, политической, социальной и другими компонентами (аспектами, или направлениями) национальной безопасности рассматривается в качестве одного из важнейших элементов системы обеспечения безопасности человека, общества, государства, что подчеркивается в Концепции национальной безопасности России. Экологическая безопасность выступает как частный вид (аспект) безопасности, тесно взаимосвязанный с другими видами безопасности: экономической, военной, технологической, информационной и т.д.
Выделение видов безопасности в определенной степени носит условный характер, так как невозможно достичь состояния защищенности объекта в одной области за счет других аспектов. Например, невозможно обеспечить безопасность военными средствами, причиняя экономический ущерб развитию страны, что наглядно представлено результатами "холодной" войны. Поэтому экологическая безопасность достигается комплексными мерами и средствами, требует системного подхода к исследованию.
До последнего времени в научной литературе не было единой точки зрения по проблеме определения термина "экологическая безопасность" как правовой категории, что обусловлено процессом становления и развития этого явления как института права, сложностью и многозначностью его проявлений. Специфические явления и процессы, содержание которых должно быть обозначено особым термином "экологическая безопасность", органично связаны с явлениями и процессами природопользования и охраны природной среды, с одной стороны, и с проблемами безопасности в экологической сфере - с другой. Здесь, на понятийном уровне, уместно вести речь о пограничном между экологией и безопасностью явлении, не объясняемом в полной мере ни экологией, ни безопасностью, а поэтому требующем синтеза знаний и той и другой науки. Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года в ст. 1 впервые закрепил понятие "экологическая безопасность", дав ему следующее определение: "состояние защищенности природной среды и жизненно-важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий".
Экологическая безопасность как правовая и научная категория появилась в связи с потребностью исследовать процессы воздействия природной среды на безопасность человека, общества и государства, обусловленной появлением на статистически обнаруживаемом уровне фактов, свидетельствующих о превращении объектов природы в источник социальных угроз. В своем содержании экологическая безопасность отражает поворот от защиты природы к защите человека и социума в целом от опасного действия природных факторов. Экологическая безопасность как научная теория имеет своим объектом безопасность человека, общества, государства, а предметом - закономерности связи этой безопасности с изменениями, происходящими в окружающей природной среде*(2).
В рамках понятия "национальная безопасность" экологическую безопасность следует определить как способность государства контролировать, снижать и устранять экологические опасности разного масштаба, выявленные и оцененные научными методами, для обеспечения благосостояния общества и здоровья людей, политической, экономической и социальной стабильности.
Учитывая комплексный характер отношений безопасности, включающих неограниченное число аспектов, или направлений, правомерно заявить, что экологическое обеспечение ВС РФ объединяет в себе цель деятельности и ее качество а также предмет и результат правового обеспечения соответственно, в том смысле, что при выполнении своего главного предназначения - достижения военной безопасности государства, войска в процессе своего функционирования обеспечивают и экологическую безопасность. Так достигается комплексирование функций безопасности субъекта правоотношений. Следовательно, экологически безопасная деятельность войск является способом реализации отношения экологической безопасности, обеспечивающим защищенность жизненно важных интересов человека, общества, государства от негативных факторов окружающей среды при осуществлении войсками своей деятельности.
Выделение эмпирических направлений (аспектов) безопасности обусловлено различными проявлениями угроз в сфере человеческой деятельности. Применительно к проблеме защищенности от угроз в военной сфере в настоящее время широко применяется понятие "безопасность военной службы". Определение "безопасность военной службы" связано с состоянием защищенности объектов безопасности от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ*(3). Безопасность военной службы представляет собой вид профессионально-отраслевой безопасности и в то же время выступает как элемент социально-политических основ военной безопасности Российской Федерации. При этом она испытывает на себе воздействие всех видов национальной безопасности нашего государства. По мнению автора, категория "экологическая безопасность" в военной сфере и понятие "безопасность военной службы" имеют общую объектно-субъектную область и общие меры обеспечения. Поэтому вполне справедливо рассматривать экологически безопасную деятельность войск как направление обеспечения безопасности военной службы.
Существующая практика экологического обеспечения ВС РФ относит к субъектам отношений в этой сфере следующих лиц: государство, реализующее свои функции в области экологического обеспечения через органы государственного и военного управления; военнослужащие, в том числе воинские должностные лица, гражданский персонал воинских частей, организаций и учреждений МО РФ; другие лица, обладающие правосубъектностью в обозначенной области (например, органы местного самоуправления и местное население). Вообще представляется, что экологическое обеспечение ВС РФ как комплекс мероприятий в качестве субъекта этих отношений предполагает не только сами Вооруженные Силы.
Основные функции Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в виде открытого перечня определяет Федеральный закон "Об обороне". При этом практически не решается вопрос об их функциях в сфере охраны окружающей среды и экологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ.
Правительство РФ организует обеспечение Вооруженных Сил РФ материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказу (п. 5 ст. 6 ФЗ "Об обороне"). Министерство обороны РФ "осуществляет финансовое, техническое и тыловое обеспечение Вооруженных Сил РФ" (ФЗ "Об обороне") и является государственным заказчиком оборонного заказа, что следует из сопоставления ст. 14 ФЗ "Об обороне" и ст. 1 ФЗ "О государственном оборонном заказе". Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ - основной орган оперативного управления Вооруженных Сил РФ: "разрабатывает план применения Вооруженных Сил РФ, программу оперативного оборудования территории РФ в интересах обороны, организует планирование и осуществляет мероприятия по обеспечению ядерной безопасности, организует развертывание Вооруженных Сил РФ, поддерживает необходимую боевую готовность Вооруженных Сил РФ" (ст. 16 ФЗ "Об обороне"). Задачи в рамках обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил возложены на Управление начальника экологической безопасности (Приказ МО РФ N 286-97 г.) и Экологическую службу (Приказ МО РФ N 46-98 г.).
Анализ законодательства в сфере экологической безопасности и экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ, по мнению автора, позволяет сделать некоторые следующие выводы:
1. Понятие "экологическое обеспечение ВС РФ", закрепленное в Концепции, предлагается сформулировать следующим образом: "Экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ - это комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также органами военного управления и воинскими должностными лицами, направленных на обеспечение экологической безопасности деятельности войск и обеспечение решения задач войсками и силами в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов".
2. Анализ ФЗ РФ "Об обороне", Постановления Правительства РФ "О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности ВС РФ" и иных нормативно-правовых актов показывает, что различные виды обеспечения ВС РФ, в том числе экологическое, находятся в ведении соответствующих органов государственной власти и управления. Поэтому экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ является активным направлением деятельности данных органов, направленной на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
3. Экологически безопасная деятельность войск невозможна без экологического обеспечения, которое объективно является необходимым видом обеспечения Вооруженных Сил РФ. В связи с этим предлагается внести дополнение в ст. 2 "Организация обороны" ФЗ РФ "Об обороне": "Организация обороны включает":
- после п. 11 ст. 2: "экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, организуемое органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в целях обеспечения экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ".
4. Проблема правового регулирования экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ является общей по отношению к правовому регулированию экологической безопасности военной деятельности в частности и национальной безопасности России в целом.
Будай С.Н.,
подполковник юстиции,
старший преподаватель кафедры трудового права
Военного университета
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
*(1) Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении военно-оборонной деятельности РФ: Дисс.... д-ра юрид. наук. М., 2000.
*(2) См.: Тер-Акопов А.А. Экологическая безопасность. М.: МНЭПУ, 2001.
*(3) См.: О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Директива Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 1997 г. N Д-10. - М., 1997. - С. 3 - 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.