О правовых гарантиях защиты нематериальных благ (жизни и здоровья) военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы
Посредством прохождения военной службы граждане реализуют право на труд. Праву гражданина корреспондирует обязанность государства по обеспечению условий реализации принадлежащих ему прав, а в случае причинения вреда имущественным интересам и нематериальным благам гражданина (военнослужащего) - обязанность гарантировать его возмещение. Правовые гарантии возмещения вреда, причиненного военнослужащим, закрепленные в Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, являются неотъемлемым элементом правового статуса военнослужащих.
В военном праве можно выделить несколько групп правовых гарантий охраны жизни и здоровья военнослужащих:
1) нормы о воинской обязанности и военной службе, устанавливающие как принципы и порядок прохождения военной службы, так и гарантии безопасности военной службы;
2) нормы, запрещающие под угрозой наказания любые посягательства на жизнь и здоровье военнослужащего;
3) нормы о социальных гарантиях и льготах, включая заботу о сохранении здоровья военнослужащих и обеспечении уровня жизни;
4) нормы о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Если правовое регулирование первых трех групп отношений основано на административных нормах, то в основу правового регулирования возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, наряду с административно правовым регулированием социального обеспечения военнослужащих и членов их семей положен гражданско-правовой принцип полного возмещения вреда (ст. 1064 ГК РФ). Законодательно это закреплено в ст. 1084 ГК РФ: "Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой (гл. 59 ГК РФ. - В.К.), если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности".
Рассматривая в совокупности нормы гл. 59 ГК РФ, ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих", нормы военного законодательства о льготах, государственном социальном обеспечении, обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, как устанавливающие правовые гарантии защиты жизни и здоровья военнослужащих и возмещения убытков вследствие умаления этих нематериальных благ, условно правовые гарантии можно сгруппировать следующим образом:
а) правовые гарантии возмещения убытков, причиненных военнослужащим, находящимся при исполнении обязанностей военной службы, не связанных с противоправными действиями (бездействием) должностных лиц органов военного управления или третьих лиц (п. 4 ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих");
б) правовые гарантии возмещения вреда, причиненного в результате нeзаконных действий органов военного управления, других государственных органов или органов местного самоуправления (ст. 1069 ГК РФ, п. 5 ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих");
в) правовые гарантии возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ, п. 5 ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих");
г) правовые гарантии возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате испытаний ядерного оружия, эксплуатации ядерных установок и ликвидации аварий на них, при прохождения военной службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
д) правовые гарантии возмещения вреда, причиненного нематериальным благам (жизни или здоровью) военнослужащего в иных случаях (ст.ст. 151, 1084 ГК РФ).
Последняя группа правовых гарантий, выделенная автором, в настоящее время требует более детальной проработки в военном законодательстве. Именно эта группа правовых гарантий призвана решить спорные вопросы об объеме, характере и размере, а также о порядке возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы вследствие необеспечения безопасных условий ее прохождения со стороны должностных лиц воинской части, в условиях боевых действий, чрезвычайного, военного положения, состояния войны. В настоящий момент эти вопросы решаются в судебном порядке в порядке гражданско-правовой ответственности воинской части (либо федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу).
Являясь санкцией за причинение вреда жизни или здоровью военнослужащего, гражданско-правовая ответственность выполняет свойственные деликтной ответственности функции: компенсационно-восстановительную, охранительную и предупредительно-воспитательную (превентивную).
Компенсационно-восстановительная функция деликтной ответственности заключается в устранении отрицательных последствий, наступивших в имущественной (например, возмещение утраченного заработка, расходов на лечение) и неимущественной (компенсация причиненных физических или нравственных страданий) сферах потерпевшего вследствие причинения вреда его жизни или здоровью.
Охранительная функция преследует двоякую цель: с одной стороны, не допустить нарушения прав и интересов военнослужащих и членов их семей, а с другой, когда вред жизни или здоровью военнослужащего уже причинен, - обеспечить его возмещение.
Предупредительно-воспитательная (превентивная) функция деликтной ответственности заключается в воздействии на участников правоотношений в целях стимулирования их к сокращению числа правонарушений. Эта функция основана на самом факте существования норм о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, закрепленных в гл. 59 ГК РФ, которые военнослужащий может использовать для защиты нарушенных прав. В условиях Вооруженных Сил РФ превентивная функция гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих, имеет свои особенности. Она выступает средством правового обеспечения безопасности военной службы, под которой следует понимать защищенность военнослужащих от воздействия (либо последствий воздействия) опасностей объективного и субъективного характера, обусловленных спецификой военной службы*.
Учитывая особенности правового статуса военнослужащего, детальное регулирование правоотношений с участием военнослужащих, автор считает, что право военнослужащего (членов его семьи) на возмещение вреда должно быть гарантировано посредством нормативного регулирования военным законодательством объема, характера, размера и порядка возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы. Объем, характер и размер возмещения не должны быть менее установленного нормами о гражданско-правовой ответственности (гл. 59 ГК РФ).
Вниманию читателей предлагается несколько тезисов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, которые, по мнению автора, должны найти отражение в военном законодательстве.
1. Возмещение вреда должно быть гарантировано в полном объеме, а именно:
возмещение утраченного денежного довольствия пропорционально степени утраты профессиональной трудоспособности;
возмещение дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе на лечение, дополнительное питание, протезирование, приобретение лекарств, специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии;
возмещение членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего доли его утраченного заработка, а также расходов на погребение.
2. Компенсация морального вреда, причиненного военнослужащему или членам его семьи вследствие причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего должна осуществляться только в судебном порядке.
3. Выплаты по возмещению вреда должна осуществлять воинская часть, где военнослужащий проходил военную службу, либо военный комиссариат, если военнослужащий уволен с военной службы или выплаты осуществляются лицам, потерявшим кормильца, либо военно-страховая компания - в случае возложения на нее такой обязанности законом. Основание для выплаты - акт о причинении вреда, утвержденный командиром воинской части на основании материалов служебного разбирательства, медицинских и иных документов, относящихся к факту причинения вреда или смерти (гибели) военнослужащего.
4. Вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ) возмещается без учета вины воинской части (работника воинской части, осуществляющего эксплуатацию источника повышенной опасности).
5. Воинская часть не несет ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего противоправными действиями командира воинской части как органа дознания. В этом случае вред возмещается за счет казны РФ в специально установленном порядке.
6. Вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих в условиях чрезвычайного, военного положения либо состояния войны, должен возмещаться в порядке, установленном специальным законодательством, а при его отсутствии возмещение вреда военнослужащему или членам его семьи ограничивается государственным социальным обеспечением и выплатами по обязательному государственному страхованию.
7. К правоотношениям по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при осуществлении повседневной воинской деятельности в условиях повышенного профессионального риска (участие в вооруженных конфликтах на территории Российской Федерации, в составе миротворческих сил в соответствии с международными договорами Российской Федерации, учениях, боевых походах, стрельбах и т.п.), не могут применяться правила об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). В этом случае следует исходить из того, что вина воинской части состоит в необеспечении должностными лицами воинской части внутреннего порядка и безопасных условий военной службы, а именно безопасности: боевого дежурства (боевой службы); боевой подготовки; эксплуатации вооружения и военной техники; специальных занятий и работ; несения караульной, внутренней (дежурной и вахтенной) и гарнизонной служб; выполнения военнослужащими хозяйственных работ.
В условиях боевых действий, когда цели противоборствующих сторон сводятся к уничтожению живой силы, техники, вооружения, объективно нeвозможно обеспечить безопасные условия военной службы. Правоотношения по возмещению вреда, причиненного в условиях боевых действий, должны регулироваться специальными нормами военного законодательства.
Автор надеется, что в процессе совершенствования законодательства исполнение обязанностей военной службы потерпевшим (военнослужащим), независимо от обстоятельств причинения вреда, станет определяющим условием для возмещения вреда во внесудебном порядке в полном объеме, не менее гарантированного гражданским законодательством.
Калинин В.М.,
кандидат юридических наук,
профессор кафедры гражданского права
Военного университета
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
* См. об этом: Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Теоретические основы социально-правовой концепции. М., 1998. С. 144-145; О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных силах РФ: Директива Министра обороны от 12 июля 1997 г. N Д-10. М., 1997. С. 6-12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.