Проблемы финансового и материально-технического обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности
Одним из главных направлений деятельности Российской Федерации является обеспечение государственной безопасности, которое в пределах своих полномочий осуществляет единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск. В этих целях органы федеральной службы безопасности и пограничных войск наделяются имуществом, находящимся в федеральной собственности. Федеральное законодательство об управлении федеральной собственностью в настоящее время детально не разработано, хотя необходимость этого неоднократно подчеркивалась в научной и публицистической литературе.
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ России) должен принимать решения по поводу неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества, перераспределять его в случае необходимости внутри системы органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществлять другую деятельность по поводу управления федеральной собственностью, предоставленной для обеспечения деятельности органов федеральной службы безопасности и пограничных войск. ФСБ России должна быть наделена государственно-властными полномочиями осуществлять функции по управлению соответствующей федеральной собственностью от имени Правительства Российской Федерации, осуществляющего в целом управление и распоряжение объектами федеральной собственности.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов федеральной службы безопасности и пограничных войск осуществляется в основном за счет средств федерального бюджета, следовательно, безопасность государства находится в прямой зависимости от его финансовой стабильности. Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" также допускает использование иных средств финансового и материально-технического обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Использование внебюджетных источников финансирования или прироста имущества федеральной службы безопасности приемлемо для учреждений, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности (образовательных, научно-исследовательских, военно-медицинских и других), поскольку их задачи и функции не связаны с осуществлением государственно-властных полномочий и они не являются органами государственной власти.
Учреждения, обеспечивающие деятельность федеральной службы безопасности, могут иметь три вида внебюджетных источников получения имущества (в том числе денежных средств): 1) от осуществления приносящей доходы деятельности; 2) в результате актов одностороннего волеизъявления третьих лиц (наследование, дарение); 3) из иных прямо предусмотренных законом внебюджетных источников.
Чтобы учреждение, обеспечивающее деятельность федеральной службы безопасности, правомерно могло реализовать возможность осуществлять приносящую доходы деятельность, такое право не только должно быть предоставлено ему в учредительных документах, но и в уставе должны быть четко определены виды деятельности, возможные для получения этим учреждением внебюджетных доходов и имущества. При этом приносящая доходы деятельность не должна препятствовать осуществлению учреждением обеспечения основных функциональных задач. Предоставляет право на приносящую доходы деятельность и определяет ее виды собственник имущества - государство. От его лица такими полномочиями должен обладать федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
У учреждения, обеспечивающего деятельность федеральной службы безопасности, возникает право на самостоятельное распоряжение полученными в результате осуществления приносящей доходы деятельности доходами и имуществом. Но все имущество, создаваемое или приобретаемое федеральной службой безопасности, является федеральной собственностью.
Пропорции и направления расходования денежных средств, получаемых от приносящей доходы деятельности, должны быть определены в уставе учреждения, обеспечивающего деятельность федеральной службы безопасности, в интересах улучшения финансового и материально-технического обеспечения целевой деятельности этих учреждений, способствуя тем самым наилучшему выполнению поставленных перед учреждением основных функциональных задач.
В уставе учреждения обеспечения, имеющего право осуществлять приносящую доходы деятельность, может быть также определен размер и порядок дополнительного вознаграждения военнослужащих либо предусмотрены возможности использования полученных денежных средств и иного имущества для социального обеспечения военнослужащих (например, приобретение жилья, организация "бесплатного" питания, оказание материальной помощи и др.). Это не только будет правомерно и позволит улучшить условия службы и быта военнослужащих, но и в условиях дефицита бюджетных средств способствует удержанию на военной службе высококвалифицированных специалистов.
Решением затронутых проблем, касающихся также учреждений обеспечения, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, могло бы стать принятие нового Федерального закона, регулирующего особенности правового режима имущества военного учреждения, порядок его формирования и использования, вопросы управления федеральной собственностью в военных учреждениях.
Сморчкова Л.Н.,
доцент кафедры Государственно-правовых дисциплин
Московского пограничного института
Федеральной службы безопасности России,
кандидат юридических наук, капитан юстиции
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.