Военно-профессиональный компонент обеспечения военной безопасности государства
Военно-профессиональный компонент обеспечения военной безопасности - это деятельность субъектов военной безопасности, направленная на обеспечение и укрепление военной безопасности путем подготовки военных кадров, способных реализовать ее требования на практике.
Для решения указанной задачи предназначена система военного образования в Российской Федерации. Она служит для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Как отмечается в Федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 352, за последнее десятилетие положение в подготовке офицерских кадров коренным образом изменилось. Порядок прохождения военной службы по контракту, введенный в 1993 г., законодательно предоставил офицерам возможность увольнения с военной службы через 5 лет после окончания военно-учебного заведения. Это не компенсирует затраты на их подготовку в военно-учебных заведениях, которые в несколько раз превышают расходы на подготовку гражданских специалистов по аналогичным специальностям. Одновременно существенно расширен перечень оснований для досрочного увольнения офицеров с военной службы. Счетная палата РФ оценивает потери от досрочного увольнения лейтенантов с военной службы в 16 млрд. рублей. Для сравнения: в 2002-2003 гг. по разделу федерального бюджета "Военная реформа" на сертификаты для покупки жилья для военнослужащих выделено 15,98 млрд. рублей.
Эти факторы, а также снижение уровня материальной обеспеченности военнослужащих привели к тому, что количество офицеров, ежегодно увольняемых с военной службы, стало значительно превышать их выпуск из военно-учебных заведений. При существующих масштабах досрочного увольнения офицеров военно-учебные заведения будут не в состоянии полностью обеспечивать потребности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах.
С 1990 по 2001 г. произошло существенное сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. При этом сеть военно-учебных заведений не была сокращена в соответствующих пропорциях. В результате этого возникло избыточное количество малочисленных военно-учебных заведений, не обладающих необходимой материально-технической базой и научно-педагогическим потенциалом для качественной подготовки офицеров. Кроме того, содержание малочисленных военно-учебных заведений увеличивает удельную стоимость подготовки одного офицера.
Призыв на военную службу офицеров запаса и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту не решают в настоящее время проблему обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах ни в количественном, ни в качественном отношениях.
Из-за несовершенства законодательства, регламентирующего вопросы заключения контрактов о прохождении военной службы с курсантами военно-учебных заведений, в последние годы существенно возросли масштабы их отчисления за недисциплинированность и нежелание учиться, особенно с последних курсов обучения. В этой связи государство несет значительные материальные убытки, связанные с нарушением курсантами обязательства проходить военную службу в течение установленного контрактом срока.
Таким образом, проблемы военно-профессиональной подготовки в системе военного образования способны повлиять на состояние военной безопасности. Эффективность решения этой задачи должна достигаться:
в военном аспекте - путем создания организационно-правовых условий для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах, качество подготовки которых будет отвечать требованиям военно-профессиональной деятельности и нормативных правовых актов;
в социальном аспекте - путем обеспечения соблюдения прав граждан Российской Федерации на профессиональное образование и создания в военно-учебных заведениях соответствующих социально-экономических и материально-технических условий для реализации военных профессиональных образовательных программ;
в экономическом аспекте - путем создания условий для рационального расходования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров для Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Назрела острая необходимость изменения статуса курсантов. Надо закрыть лазейки тем, кто идет в военно-учебные заведения, чтобы решить три задачи: уйти от прохождения военной службы по призыву в качестве солдата, получить бесплатно высшее образование рядом с домом и при этом получать денежное довольствие - стипендию 1400 рублей в месяц.
Контракт о прохождении военной службы должен иметь вид обязательства курсанта успешно учиться и отслужить в войсках не менее 10 лет. Размер денежного довольствия курсантов должен зависеть от курса обучения, успеваемости, служебно-должностной нагрузки (для сержантов).
За год до выпуска из военно-учебного заведения курсант должен заключать контракт с Министерством обороны РФ на срок военной службы после выпуска 10 лет с указанием суммы материальной ответственности в случае его досрочного расторжения и увольнения с военной службы его по вине. В случае если курсант откажется заключать указанный контракт, он обязан возместить военно-учебному заведению расходы на его обучение. Только после возмещения ущерба бывший курсант должен получать академическую справку об обучении. В связи с этим назрела необходимость внесения изменений в Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" и другие нормативные правовые акты.
Таранов А.П.,
полковник, начальник военно-юридического факультета
Военного университета
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.