Бухгалтерская отчетность: вопросы с издательского семинара
Основные средства
Первичные документы
Суммовые разницы
Бухгалтерская отчетность
6 февраля состоялся издательский семинар, посвященный вопросам формирования и представления годовой отчетности. Его открыла начальник отдела Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Татьяна Александровна Шнайдерман. От участников семинара поступило много вопросов по бухгалтерскому учету. Ответы на наиболее интересные вопросы мы приводим на страницах нашего журнала.
Основные средства
Как известно, статья 374 Налогового кодекса к объектам налогообложения по налогу на имущество относит движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухучета. В связи с этим возникает вопрос: относится ли к основным средствам имущество, учитываемое на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", и, следовательно, облагается ли оно налогом на имущество?
Мне неоднократно приходилось слышать заявления представителей налоговых органов о том, что доходные вложения в материальные ценности относятся к объектам основных средств. При этом они ссылаются на пункт 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01). В данном пункте сказано, что ПБУ 6/01 применяется не только в отношении основных средств, но и в отношении доходных вложений в материальные ценности. Да, такая запись в этом ПБУ есть, но она не означает, что мы переквалифицировали доходные вложения в основные средства. Имеется в виду, что правила учета внеоборотных активов, которые квалифицируются как доходные вложения в материальные ценности, схожи с правилами учета основных средств. Это следует учитывать при определении совокупности объектов, подлежащих учету при исчислении налога на имущество.
В ПБУ 6/01 не прописано, по каким правилам необходимо исчислять норму амортизации при модернизации "старых" основных средств. Надо ли продолжать использовать процентную норму по постановлению Совмина СССР от 22.10.90 N 1072? Или после модернизации надо заново рассчитать норму амортизации по правилам, предусмотренным в ПБУ 6/01 для вновь приобретаемых основных средств?
Ответ на этот вопрос зависит от того, изменился ли у вас срок полезного использования основных средств. Если после модернизации этот срок не изменился, то в бухучете амортизация рассчитывается как отношение суммы остаточной стоимости и затрат на модернизацию к оставшемуся сроку полезного использования. Если же срок полезного использования увеличился, то амортизация рассчитывается по-другому. Это будет отношение суммы остаточной стоимости и затрат на модернизацию к сумме, определяемой сложением оставшегося срока полезного использования и срока, на который он увеличился.
Допустим, первоначальная стоимость объекта основных средств 32 000 руб. Амортизация производится линейным способом (в соответствии с постановлением Совмина СССР N 1072). Норма амортизации - 12,5%, годовая сумма амортизационных отчислений - 4000 руб., то есть ежемесячная сумма амортизации - 333,33 руб.
По истечении пяти лет использования объекта его остаточная стоимость составила 12 000 руб., оставшийся срок полезного использования - три года. При этом была осуществлена модернизация объекта, затраты на которую составили 15 000 руб.
Если срок полезного использования в результате модернизации не изменяется, то сумма амортизационных отчислений за месяц составит 750 руб. [(12 000 руб. + 15 000 руб.) : 3 : 12].
Если же срок полезного использования объекта по завершении модернизации увеличился, например, на два года, то сумма амортизационных отчислений составит 450 руб. [(12 000 руб. + 15 000 руб.) : (3 + 2) : 12].
Наша организация приобрела здание в собственность. На здание начисляется амортизация с того дня, когда был получен акт приема-передачи. А с даты государственной регистрации мы включили здание в состав основных средств. Но здание не эксплуатируется и нуждается в ремонте. Деятельность организация пока не ведет. Можно ли прекратить начисление амортизации? Или правильнее было не списывать стоимость здания на счет 01, а учитывать его на счете 08 до момента проведения в нем ремонта и начала эксплуатации этого здания?
Действительно, правильнее учитывать здание на счете учета капитальных вложений во внеоборотные активы и не производить начисление амортизации до начала использования этого здания. Согласно ПБУ 6/01 при принятии актива к бухучету в качестве основного средства необходимо одновременное выполнение следующих четырех условий:
1) актив должен использоваться в производстве продукции при выполнении работ (оказании услуг) либо для управленческих нужд организации;
2) срок полезного использования актива или обычного операционного цикла должен быть более 12 месяцев;
3) организация не предполагает последующую перепродажу этого актива;
4) актив способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В вашем случае право собственности на объект принадлежит организации. Но он не может использоваться в намеченных целях, так как нуждается в ремонте. Значит, его надо учитывать на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". По завершении ремонта, расходы на который также должны быть учтены по счету 08 и включены в первоначальную стоимость объекта, делается запись по принятию к бухгалтерскому учету объекта основных средств по дебету счета 01 и кредиту счета 08.
Первичные документы
Налоговые органы требуют, чтобы счета-фактуры по договорам, выраженным в условных единицах, были оформлены не в рублях, а в условных единицах. Нужно ли для единообразия оформлять в условных единицах также акты и накладные?
Позиция по этому вопросу изложена в письме Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 11.02.2003 N 16-00-14/56, подготовленном совместно с Департаментом налоговой полиции. В нем разъясняется, что требования к составлению и оформлению первичных учетных документов установлены Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Среди обязательных реквизитов закон содержит измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении. Согласно этому закону бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Поэтому первичный учетный документ должен быть составлен в валюте Российской Федерации. Кстати, аналогичные требования предъявляются к первичным учетным документам, являющимся основой для составления аналитических регистров налогового учета.
Суммовые разницы
Как правильно отразить суммовые разницы по приобретенным услугам (работам) - на счетах затрат (20-м и 26-м), где оприходованы услуги (работы), или относить на счет 91?
Учитывая требование ПБУ 10/99 в части формирования расходов по обычным видам деятельности в сумме, равной величине оплаты с учетом суммовых разниц, а также основываясь на том, что учетный процесс в организации осуществляется исходя из допущения непрерывности деятельности, суммы измененной оценки кредиторской задолженности (суммовые разницы) за выполненные другой организацией работы (услуги) могут быть включены в отчетном периоде в текущие расходы по обычным видам деятельности. То есть суммовые разницы отражаются на тех же самых счетах, где учитывается стоимость работ (услуг).
Бухгалтерская отчетность
Федеральными законами от 31.10.2002 N 134-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что на годовом общем собрании акционеров (очередном общем собрании участников) утверждается бухгалтерская отчетность и распределяется чистая прибыль. Каким образом после утверждения баланса можно выполнить требование приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н о том, что в балансе надо показывать сумму нераспределенной прибыли с учетом ее распределения? В какой момент и какими проводками отражаются в бухучете результаты распределения прибыли?
В соответствии с требованием Федерального закона "О бухгалтерском учете" годовая бухгалтерская отчетность должна быть представлена в установленные адреса в утвержденном виде. Утверждение годовой бухгалтерской отчетности входит в компетенцию годового общего собрания акционеров (очередного общего собрания участников). По итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли организация записями декабря должна отразить, к примеру, задолженность по выплате доходов учредителям (участникам) по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями" или 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Об этом сказано в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Следовательно, в годовом бухгалтерском балансе в разделе "Капитал и резервы" показатель "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" не будет соответствовать сумме полученной за отчетный год чистой прибыли. До решения вопроса учредителями (участниками) о распределении чистой прибыли (покрытии убытков) организация не должна представлять в указанные адреса годовую бухгалтерскую отчетность.
Общее собрание акционеров, на котором утверждается годовая бухгалтерская отчетность, мы проводим в мае. А налоговая инспекция требует сдать баланс в течение 90 дней по окончании года. Можем ли мы сдать отчетность, не утвержденную собранием акционеров?
Нет, представлению в установленные законодательством адреса подлежит утвержденная бухгалтерская отчетность. Требование налоговой инспекции является неправомерным.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" организации обязаны представить годовую отчетность в течение 90 дней, если иное не предусмотрено законодательством России, а годовое общее собрание акционеров (очередное общее собрание участников), на котором утверждается бухгалтерская отчетность, проводится в сроки, определенные уставом общества с учетом действующего законодательства. Так, в статье 34 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определено требование проведения очередного общего собрания участников не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев по окончании года. Об этом сказано в статье 47 Федерального закона "Об акционерных обществах". Поэтому бухгалтерская отчетность должна быть представлена только после проведения общего собрания.
Шнайдерман Т.А.
"Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99