Как поставить заслон незаконным льготам по налогу
на имущество предприятий
Налоговый кодекс трактует льготы как преимущества, которые предоставляются одним категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Поэтому проводимая налоговыми органами борьба с необоснованными льготами имеет целью не только пополнить бюджет, но и восстановить справедливость по отношению к законопослушному налогоплательщику.
Нашим Управлением накоплен большой опыт в такой работе. Причем акцент мы делаем на наиболее "проблемные" положения законодательства. Таковыми являются те, которые касаются льгот по налогу на имущество предприятий и по земельному налогу.
По моему мнению, один из наиболее значимых результатов достигнут нами в 2003 году. В качестве примера приведу арбитражное дело по вопросу предоставления льгот по налогу на имущество предприятий крупнейшему предприятию электроэнергетики. Эта организация ошибочно заявила льготу как мобилизационный резерв. При этом она получила мобилизационное задание на поставку продукции (электроэнергии).
Инспекция в ходе камеральной проверки налоговой декларации этой организации за 9 месяцев 2002 года установила, что льгота должным образом не подтверждена. Отсутствовал перечень имущества мобилизационного назначения, согласованный с Минэкономразвития России. Кроме того, инспекторы обратили внимание на тот факт, что если бы налогоплательщик заявил эту льготу за весь 2002 год, то стоимость льготируемого имущества мобилизационного назначения составила бы 67% от всей стоимости имущества предприятия. Таким образом, от налогообложения освобождалось бы более двух третей всей производственной мощности предприятия.
Инспекция посчитала, что льгота была заявлена неправомерно. Поэтому было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Но арбитражный суд первой инстанции встал на сторону налогоплательщика. Администрация области участвовала в дальнейших судебных заседаниях в качестве третьей стороны. Она представила суду имеющиеся в мобилизационном подразделении секретные нормативные правовые акты, подтверждающие позицию инспекции.
Апелляционной инстанцией решение суда первой инстанции было отменено. Кассационная инстанция установила, что действующий порядок включения заданий по поставкам продукции для государственных нужд в мобилизационные планы и размещения этих заданий на договорной основе не был соблюден. Поэтому льгота по налогу на имущество предприятий применительно к данному налогоплательщику была признана незаконной.
В настоящее время мы усиливаем контроль в этом направлении. В частности, была проведена ревизия заявленных льгот, аннулированы неправомерные льготы, в том числе все те, которые были предоставлены главами муниципальных образований. Это послужило одной из основных причин того, что доходы бюджетной системы Рязанской области в 2003 году возросли по сравнению с 2002 годом на 1,7 млрд. руб., или на 25,8%.
Справка
Рязанская область
Количество инспекций: 15.
Численность налогоплательщиков: 904 509, в том числе 24 573 организации и 879 936 граждан (по состоянию на 1 января 2004 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2003 год: 14 172,0 млн. руб. (112,7 % от аналогичного показателя 2002 года).
Сайт: www.r62.nalog.ru
B.C. Сонькин,
руководитель Управления МНС России по Рязанской области,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
"Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99