Заполнение налоговой декларации по единому социальному
налогу за 2003 г.
Внесение изменений и дополнений в форму налоговой декларации и инструкцию по ее заполнению приказом МНС России от 24.12.03 N БГ-3-05/711 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 09.10.02 N БГ-3-05/550" (зарегистрирован в Минюсте России 20.01.04 N 5429) обусловило необходимость консультации по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу.
Налогоплательщики единого социального налога, к которым в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ относятся лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признанные индивидуальными предпринимателями), по итогам 2003 г. в срок до 30 марта 2004 г. обязаны представить в налоговые органы декларацию по налогу по форме, утвержденной приказом МНС России от 09.10.02 N БГ-3-05/550 с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 24.12.03 N БГ-3-05/711. Декларации неустановленной формы налоговыми органами приниматься не будут. Для всех категорий плательщиков форма налоговой декларации едина.
Лица, производящие выплаты физическим лицам, обязаны вести в течение налогового периода нарастающим итогом учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, начислений по единому социальному налогу и сумм налоговых вычетов.
Для ведения такого учета налогоплательщики могут использовать индивидуальную карточку учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета.
Декларацию следует заполнить шариковой или перьевой ручкой черного или синего цвета или распечатать на принтере.
Согласно внесенным изменениям налогоплательщики не обязаны заполнять декларацию по единому социальному налогу в трех экземплярах.
Декларацию по обязательному пенсионному страхованию налогоплательщики заполняют и представляют в налоговые органы в трех экземплярах согласно положениям приказа МНС России от 26.12.02 N БГ-3-05/747 с учетом изменений, внесенных приказом МНС России от 04.11.03 N БГ-3-05/598.
Однако налогоплательщики вправе самостоятельно снять копии с представляемой декларации по единому социальному налогу и заверить ее подписью работника территориального органа МНС России с указанием даты ее представления.
Все показатели отражаются в рублях и копейках. В каждую графу вписывается один показатель. Если отсутствуют данные по какой-либо графе, ставится прочерк. После заполнения и комплектования декларации необходимо пронумеровать заполненные страницы в поле "Страница N", начиная с листа 02.
Каждая страница декларации после слов "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице декларации, подтверждаю" должна подтверждаться подписью одного из должностных лиц с указанием даты подписания.
В верхней части каждой страницы декларации проставляется:
организациями - идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет (ИНН/КПП). На листе 04 ИНН/КПП организации указывается в случае заполнения раздела "Физические лица" для руководителя или главного бухгалтера организации;
индивидуальными предпринимателями и физическими лицами - фамилия, имя, отчество (без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность) и ИНН физического лица в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН физического лица указывается при его наличии).
Декларация состоит из 4 листов - титульной части декларации и 5 листов таблиц, которые предназначены для расчета единого социального налога, права на применение регрессивной шкалы налогообложения и подтверждения права на применение льгот в соответствии со ст.239 НК РФ.
Первые четыре листа титульной части декларации представляют собой унифицированную адресную часть форм отчетности по всем налогам.
Первый лист титульной части декларации представляют все налогоплательщики.
Из листов 02-04 титульной части налогоплательщики представляют только те листы, которые они заполняют.
Листы с 05 по 10 представляют все налогоплательщики. Если какие-либо таблицы не заполняются, то в полях этих таблиц налогоплательщикам следует проставить отметку "Z".
Лица, указанные в подп.1 п.1 ст.235 НК РФ, заключившие с физическими лицами трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторские договоры, но в течение налогового периода не начислявшие выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, обязаны представить декларации за этот налоговый период.
При заполнении первых четырех листов титульной части декларации следует обратить внимание на следующее.
Первый лист налогоплательщик заполняет до раздела "Заполняется налоговым органом" и только те строки и поля, которые соответствуют категории, к которой он относится в соответствии с подп.1 п.1 ст.235 НК РФ.
На первом листе декларации следует указать:
налоговый период, за который представляется декларация;
точное наименование налогового органа, в который представляется декларация, и его код;
полное наименование российской организации; при подаче декларации индивидуальным предпринимателем (физическим лицом) - фамилия, имя, отчество;
реквизиты свидетельства о постановке на учет;
код категории налогоплательщика:
для организаций - 01;
для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - 02;
для индивидуальных предпринимателей - 03;
для физических лиц - 04;
для российской организации:
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) по месту нахождения организации согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе;
по месту нахождения обособленного подразделения КПП согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе;
для иностранной организации - ИНН и КПП по месту нахождения отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации;
для физического лица - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Органы государственной власти, перечисленные в п.2 ст.245 НК РФ, в случае конфиденциальности представляемой информации заполняют только строку "ИНН/КПП организации по месту ее нахождения или ее обособленного подразделения".
На листах 02-04 декларации отражаются сведения о налогоплательщике.
Российские организации заполняют лист 02, в котором отражают адрес, указанный в учредительных документах организации, и контактный телефон. Если адрес, указанный в учредительных документах, и адрес постоянно действующего исполнительного органа не совпадают, то в соответствующем квадрате проставляется знак "V" и указывается адрес постоянно действующего исполнительного органа организации и контактный телефон.
Если декларация подается в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, то указывается адрес обособленного подразделения и контактный телефон.
Иностранные организации сведения о налогоплательщике указывают на листе 03 декларации.
На листе 04 декларации заполняются сведения о руководителе и (или) главном бухгалтере организации. Лист 04 также заполняют индивидуальные предприниматели или физические лица, производящие выплаты физическим лицам.
Заполняя табличную часть налоговой декларации, налогоплательщики отражают показатели "Всего" за налоговый период, а также за "Последний квартал", т.е. за IV квартал календарного года и далее с разбивкой по месяцам последнего квартала.
При заполнении листа 05 "Налоговая декларация по единому социальному налогу за 2003 г." следует обратить внимание на следующее.
По стр.0100 "Налоговая база, всего" отражается налоговая база за налоговый период, исчисленная в соответствии со ст.237 НК РФ, по организации в целом. По стр.0110 отражается информация за последний квартал налогового периода и далее с разбивкой по месяцам (стр.0120 - 0140).
Объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (п.1 ст.236 НК РФ).
Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При этом учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Налоговая база налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемых налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не признаются объектом обложения и не включаются в налоговую базу по ЕСН следующие выплаты и вознаграждения:
производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, например, выплаты в виде материальной помощи физическим лицам, не связанным с лицом, производящим выплаты, трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором;
по договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам могут быть отнесены, в частности, договоры купли-продажи (включая поставку, контрактацию), мены, дарения, ренты, пожизненного содержания, аренды (за исключением договора аренды транспортного средства с экипажем), найма помещения, займа, кредита, факторинга, банковского счета и вклада, страхования, коммерческой концессии, публичного обещания награды, публичного конкурса, проведения лотерей;
выплата денежной компенсации (уплата процентов) в соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику;
у налогоплательщиков - организаций - выплаты и вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде; у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц - выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Данная норма распространяется только на организации, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль.
Если налогоплательщик произвел выплаты и вознаграждения, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций или не уменьшающим налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде, то он сумму таких выплат должен отражать по стр.1000.
При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями главы 25 НК РФ.
К выплатам, которые не являются объектом обложения ЕСН, относятся выплаты, поименованные в ст.270 НК РФ.
Условия отнесения выплат и вознаграждений в пользу работников на группу расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, установлены ст.252 НК РФ. Расходы на эти выплаты должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с производством и реализацией, т.е. с деятельностью, направленной на получение дохода.
Выплаты и вознаграждения в пользу работников, которые должны соответствовать одновременно трем названным условиям, предусмотрены ст.255 НК РФ. В расходы на оплату труда включены начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с результатами работы или условиями труда, в том числе премии и единовременные вознаграждения. Расходы на оплату труда могут относиться к выплатам, уменьшающим базу по налогу на прибыль в том случае, если такие выплаты отражены в конкретном трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником.
Для включения в состав расходов затрат, осуществляемых в пользу работника, необходимо, чтобы в трудовом договоре были указаны эти расходы непосредственно или со ссылкой на коллективный договор (локальный нормативный акт, утвержденный организацией). Если в трудовом договоре конкретно указаны выплаты или начисления работнику или сделаны ссылки на выплаты или начисления, предусмотренные коллективным договором и (или) локальными нормативными актами, то они включаются в состав расходов на оплату труда и подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.
Так, премии и другие поощрительные выплаты сотрудникам за результаты труда включаются в систему оплаты труда организации и облагаются ЕСН.
К расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, в частности, относятся (ст.270 НК РФ):
любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, предусмотренных в трудовых договорах (контрактах);
премии к юбилейным датам (не предусмотренные в локальных нормативных актах и (или) трудовых договорах);
премии за участие в конкурсах, спортивных и т.п. мероприятиях;
материальная помощь всех видов.
Организации, финансируемые из бюджета и имеющие также доходы от предпринимательской деятельности, ведущие раздельный учет, вправе применить к выплатам работникам, не отнесенным к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, указанную норму.
На выплаты работникам в виде материальной помощи, которые произведены за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности организации, финансируемой из бюджета, не распространяется ограничение в размере 2000 руб., предусмотренное п.2 ст.238 НК РФ.
Выплаты и вознаграждения, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст.238 НК РФ, должны отражаться по стр.1100.
При отнесении выплат и вознаграждений к суммам, не подлежащим налогообложению, необходимо иметь в виду, что:
нормы ст.238 НК РФ применяются только по отношению к выплатам, которые признаются объектом обложения ЕСН в соответствии с п.1 ст.236 НК РФ;
государственные пособия не подлежат обложению ЕСН в соответствии со ст.238 НК РФ только в том случае, если они установлены актами федерального законодательства, законодательными актами субъектов Российской Федерации либо решениями представительных органов местного самоуправления. Кроме того, к государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета;
компенсации не подлежат обложению ЕСН в соответствии со ст.238 НК РФ только в том случае, если они предусмотрены актами федерального законодательства, законодательными актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;
компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, но не ограниченные какими-либо нормами, не подлежат обложению ЕСН при их документальном подтверждении;
в налоговую базу по ЕСН в части ФСС не включаются суммы выплат и иных вознаграждений, выплаченных по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам (п.3 ст.238 НК РФ).
При отсутствии выплат и иных вознаграждений, выплаченных по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, значения показателей гр.3, 5, 7, 9 стр.0100-0140 и показателей гр.3, 5, 7, 9 стр.1100 декларации должны быть соответственно равны.
При наличии указанных выплат значение показателей гр.5 стр.0100-0140 должно отличаться от значения показателей гр.3, 7, 9 стр.0100-0140 на сумму этих выплат.
Значение показателя по гр.5 стр.1100 налоговой отчетности должно быть больше значения показателей гр.3, 7, 9 по стр.1100 на сумму выплат и иных вознаграждений, выплаченных по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам (при наличии таких выплат).
Суммы по стр.1000 и 1100 указываются справочно и не участвуют в расчете налога.
Выплаты, освобождаемые от уплаты налога в соответствии со ст.239 и 245 НК РФ, отражаются в полной сумме по стр.0100 и стр.0200 "Сумма налоговых льгот, всего", за исключением выплат согласно п.4 ст.245 НК РФ.
В частности, по стр.0100 отражаются выплаты, производимые органами государственной власти, перечисленными в п.2, 3, 4 ст.245 НК РФ, в пользу физических лиц вольнонаемного состава по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также авторским договорам, и суммы, которые отражаются по стр.0200, а именно в гр.3, 5, 7, 9 - денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение и иные выплаты, получаемые военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По стр.0210-0240 отражается сумма налоговых льгот, установленных ст.239 и п.2, 3, 4 ст.245 НК РФ, за последний квартал налогового периода с разбивкой по месяцам.
Льготы, предусмотренные ст.239 НК РФ, не распространяются на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
С 1 января по 31 декабря 2003 г. Государственный таможенный комитет РФ не включает в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации, переведенных с 1 июля 2002 г. на условия оплаты труда федеральной государственной службы (Федеральный закон от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"). Таким образом, указанные налогоплательщики при заполнении стр.0200-0240 в 2003 г. не отражают суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации, переведенных с 1 июля 2002 г. на условия оплаты труда федеральной государственной службы и полностью включают их в налоговую базу для исчисления единого социального налога в части федерального бюджета.
Организации любых организационно-правовых форм, имеющие в штате инвалидов I, II или III групп, освобождаются от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений в их пользу, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого инвалида (подп.1 п.1 ст.239 НК РФ).
Правомерность использования организациями указанной льготы подтверждается заполнением ими на листе 09 таблицы "Выплаты в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III групп, включаемые в строку 0200", где составляется список работающих инвалидов, номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида.
Главными определяющими условиями для применения указанной льготы организациями являются:
наличие взаимоотношений "работник - работодатель";
факт наличия инвалидности I, II, III групп у физического лица - получателя дохода.
Таким образом, применение данной налоговой льготы возможно только в отношении физических лиц, состоящих с организациями в трудовых отношениях.
Организации, освобождаемые от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, при соблюдении условий, установленных абзацами вторым и третьим подп.2 п.1 ст.239 НК РФ, для подтверждения права на применение указанной льготы заполняют на листе 09 таблицу "Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации".
Кроме того, организации, заполняющие раздел II этой таблицы, также должны заполнить раздел III "Примечание к разделу II (код 200)" на листе 10.
С 1 января 2003 г. утратили силу положения п.2 ст.239 НК РФ (ст.8 Федерального закона от 31.12.02 N 198-ФЗ).
Следовательно, с 1 января 2003 г. особых норм, определяющих порядок обложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Налоговом кодексе РФ не содержится. Обложение единым социальным налогом выплат и вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования, должно производиться аналогично налогообложению выплат, начисляемых в пользу российских граждан.
Строка 0300 "Налоговая база для исчисления налога, всего". Показатели этой строки по соответствующим фондам заполняются из гр.3, 4, 5 стр.050 "Итого" таблицы "Расчет для заполнения строк 0300" на листе 07 (далее - Расчет на листе 07 декларации). В этой таблице данный показатель распределяется по интервалам, предусмотренным для налоговой базы.
Показатели стр.0300 также можно определить как разность стр.0100 и 0200.
По стр.0400 "Сумма начисленного налога, всего" отражается сумма начисленного налога, рассчитанного исходя из величины налоговой базы для исчисления налога за истекший налоговый период и ставок налога, установленных для соответствующих налоговых баз и категорий налогоплательщиков в п.1 ст.241 НК РФ, с учетом наличия или отсутствия права на применение регрессивных ставок, которое подтверждается расчетом на листе 08.
Общий порядок и условия применения регрессивных ставок определен ст.241 НК РФ. Право на применение регрессивной шкалы предусмотрено для налогоплательщиков, что делает невозможным определение такого права отдельно для обособленных подразделений, которые не являются налогоплательщиками в соответствии с положениями ст.235 НК РФ.
Право применять регрессивную шкалу ставок налога не является льготой, которую налогоплательщик может использовать, а может отказаться от нее. Регрессивная шкала ставок налогообложения является особой, специфической формой ставки. Если налогоплательщик имеет на это право, то он обязан применять установленные ставки.
Налогоплательщик имеет право на применение регрессивной шкалы ставок налога, если налоговая база по ЕСН, зачисляемая в федеральный бюджет в среднем на одного работника, деленная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять не менее 2500 руб. (ст.241 НК РФ). Если по итогам какого-либо месяца налоговая база у налогоплательщика не удовлетворяет условию, при котором он получает право применять регрессивные ставки налогообложения, то такие налогоплательщики уже не вправе использовать регрессивную шкалу обложения ЕСН до конца налогового периода, т.е. календарного года.
Право на применение регрессивной шкалы ставок ЕСН в течение налогового периода (года) должно определяться налогоплательщиком ежемесячно.
Однако применение регрессивной шкалы налогообложения, даже при соблюдении необходимого условия, станет возможным для налогоплательщика только в том случае, когда хотя бы у одного физического лица - получателя дохода накопленная с начала текущего года налоговая база превысит пороговую величину 100000 руб. Регрессивные ставки могут быть применены только к доходам этой категории физических лиц.
Изменен порядок заполнения стр.0400 "Сумма начисленного налога, всего".
Так, налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, иные виды предпринимательской деятельности, по стр.0400 отражают суммы налога, исчисленные с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в налоговом периоде в пользу физических лиц по видам деятельности, не облагаемым единым налогом на вмененный доход.
Налогоплательщикам, применяющим налоговые льготы в соответствии с подп.1, 2 п.1 ст.239 НК РФ, налог в части федерального бюджета, который отражается в гр.3 по стр.0400, следует исчислять следующим образом:
1) исчисляется сумма налога исходя из налоговой базы, отраженной в гр.3 по стр.0100 (т.е. без учета льгот, установленных ст.239 НК РФ), и ставок, установленных ст.241 НК РФ в части федерального бюджета;
2) из полученной суммы необходимо вычесть сумму налога, не подлежащую уплате в соответствии с положениями подп.1, 2 п.1 ст.239 НК РФ.
Налогоплательщики, пользующиеся налоговыми льготами, установленными ст.239 НК РФ, не имеющие права на применение регрессивной шкалы ставок налога, налог могут рассчитывать по формуле:
стр.0100 х 28% : 100 - (стр.0200 х 28% : 100 - стр.0200 х 14% : 100).
Если указанные налогоплательщики имеют право на применение регрессивной шкалы ставок налога, то расчет налога должен производиться по каждому интервалу налоговой базы и ставкам налога, установленным п.1 ст.241 НК РФ для соответствующих интервалов налоговой базы и категорий налогоплательщиков.
Для такого расчета налоговая база, отраженная по стр.0100, должна быть распределена налогоплательщиком по соответствующим интервалам аналогично Расчету для заполнения стр.0300 на листе 07.
Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки декларации может истребовать такой расчет.
Органы государственной власти, перечисленные в п.2 ст.245 НК РФ, при расчете налога из налоговой базы (стр.0100) и суммы налоговых льгот (стр.0200) исключают выплаты в пользу лиц, имеющих специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, освобождаемых от налогообложения на основании указанного пункта.
В аналогичном порядке при расчете налога в федеральный бюджет федеральные судьи и органы прокуратуры исключают из налоговой базы (стр.0100) и суммы налоговых льгот (стр.0200) суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания и освобождаемых от уплаты налога в федеральный бюджет согласно п.3 ст.245 НК РФ.
Если российская организация осуществляет деятельность за пределами Российской Федерации на территории иностранного государства через филиалы или представительства, то расчет налога данной организацией производится с учетом указанных подразделений.
В случае, если органы государственной власти, перечисленные в п.2 ст.245 НК РФ, в связи с конфиденциальностью представляемой информации не имеют возможности заполнить всю форму декларации, то она заполняется со стр.0400. В стр.0100-0340, 1000, 1100 ставится прочерк. Расчет на листе 07 декларации, расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога по месяцам последнего квартала налогового периода на листе 08 декларации, таблица "Выплаты в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III групп, включаемые в строку 0200" на листе 09 декларации, не заполняются.
Строка 0500 "Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), всего" заполняется в соответствии с п.2 ст.243 НК РФ и Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом на вмененный налог для отдельных видов деятельности, иные виды предпринимательской деятельности, по стр.0500-0540 отражают платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), исчисленные с выплат и вознаграждений по видам деятельности, не облагаемым единым налогом на вмененный доход.
Строка 0600 "Подлежит начислению в федеральный бюджет, всего" для налогоплательщиков, не применяющих налоговые льготы в соответствии с подп.1, 2 п.1 ст.239 НК РФ, определяется как разница стр.0400 и 0500.
По гр.5 стр.0700 "Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за налоговый период, всего" отражаются фактически произведенные за налоговый период расходы на цели государственного социального страхования.
По гр.5 стр.0800 "Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период" отражаются суммы денежных средств, полученные от исполнительного органа ФСС на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога за налоговый период.
Показатель по гр.5 стр.0900 "Подлежит начислению в ФСС за налоговый период, всего" определяется следующим образом:
стр.0400 - стр.0700 + стр.0800.
Согласно внесенным изменениям и дополнениям, из декларации исключены:
таблица "Справочно" на листе 07 и порядок ее заполнения;
таблица "Выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые соответственно за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования, включаемые в строку 0200" на листе 11 и порядок ее заполнения.
Пример. В организации, имеющей право на применение регрессивной шкалы ставок, работают:
сотрудник по трудовому договору, его доход за налоговый период составил 250000 руб.;
инвалид III группы по трудовому договору, его доход за налоговый период составил 150000 руб., из них материальная помощь, выплаченная за счет средств, не отнесенных к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, 20000 руб.;
сотрудник по гражданско-правовому договору, его доход составил 200000 руб.
Строки декларации по ЕСН следует заполнить следующим образом:
налоговая база по ЕСН в части федерального бюджета и фондов медицинского страхования определяется как сумма выплат и вознаграждений, выплаченных работникам, за исключением суммы материальной помощи, выплаченной за счет средств, не отнесенных к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и составляет 580000 руб. Значение налоговой базы записывается в гр.3, 7, 9 стр.0100;
налоговая база по ЕСН в части ФСС определяется как сумма выплат и вознаграждений, выплаченных работникам, за исключением суммы материальной помощи, выплаченной за счет средств, не отнесенных к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, а также выплат по гражданско-правовому договору, составляет 380000 руб. и отражается в гр.5 стр.0100;
в графах 3, 5, 7, 9 стр.1000 записывается сумма материальной помощи, выплаченной за счет средств, не отнесенных к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, которая составляет 20000 руб.;
в графе 5 стр.1100 записывается сумма выплат по гражданско-правовому договору - 200000 руб.;
сумма налоговых льгот, установленных подп.1 п.1 ст.239 НК РФ, записывается в гр.3, 5, 7, 9 стр.0200 - 100000 руб.;
налоговая база для исчисления налога в части федерального бюджета и фондов медицинского страхования записывается в гр.3, 7, 9 стр.0300 - 480000 руб.;
налоговая база для исчисления налога в части ФСС записывается в гр.5 стр.0300 - 280000 руб.;
сумма налога в части федерального бюджета исчисляется следующим образом:
1) сумма налога рассчитывается исходя из налоговой базы, отраженной в гр.3 по стр.0100 (т.е. без учета льгот, установленных ст.239 НК РФ), и ставок, установленных ст.241 НК РФ в части федерального бюджета:
выплаты и вознаграждения сотрудников попадают в интервал от 100001 до 300000 руб., сумма налога составит:
28000 х 3 + 280000 (580000 - 300000) х 15,8% = 128240 руб. (28000 - фиксированная величина для налоговой базы 100000 руб.; 15,8% - регрессивная ставка налога);
2) из полученной суммы необходимо вычесть сумму налога, не подлежащую уплате в соответствии с положениями подп.1 п.1 ст.239 НК РФ.
Сумма налога, не подлежащая уплате:
100000 х 28% : 100 - 100000 х 14% : 100 = 14000 руб.;
сумма налога в части федерального бюджета записывается в гр.3 стр.0400 - 114240 руб.;
сумма налога в части ФСС записывается в гр.5 стр.0400 - 7960 руб.;
сумма налога в части ФФОМС записывается в гр.7 стр.0400 - 680 руб.;
сумма налога в части ТФОМС записывается в гр.9 стр.0400 - 12120 руб.;
сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование записывается в гр.3 стр.0500 - 64120 руб.;
сумма налога, начисляемая в федеральный бюджет (стр.0400 - стр.0500), записывается в гр.3 стр.0600 - 50120 руб.
Е.Г. Егорычева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Бухгалтерский учет", N 4, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.