Торговая сеть выпустила дисконтные карты, дающие право на скидку в магазинах этой торговой сети, и бесплатно выдает их покупателям. Как отразить в учете расходы на изготовление карт? Являются ли сами карты объектом учета? Каковы налоговые последствия этой операции?
Способ учета расходов на изготовление дисконтных карт зависит от того, является ли их распространение рекламой. Порядок распространения дисконтных карт, а также установленные организацией цены и размеры скидок к цене, предоставляемых по дисконтным картам, необходимо закрепить в специальном организационно-распорядительном документе.
В большинстве случаев дисконтные карты распространяются среди покупателей, выполнивших определенные условия: совершивших покупку свыше определенной суммы, купивших определенное количество товара и т.д. То есть происходит выдача дисконтных карт определенному кругу лиц. Это не является рекламой, так как согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц.
В бухгалтерском учете расходы на изготовление дисконтных карт относятся к расходам по обычным видам деятельности, связанным с продажей товаров (п.5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"), и отражаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу". В налоговом учете в организациях, ведущих торговую деятельность, расходы, связанные с продажей товаров, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и в полной сумме уменьшают доходы текущего месяца от реализации (ст.320 НК РФ).
Если дисконтные карты без всяких предварительных условий выдаются всем желающим (т.е. неопределенному кругу лиц), то их распространение может быть признано рекламой, целью которой является привлечение покупателей в магазины данной торговой сети.
В этом случае расходы на изготовление дисконтных карт считаются расходами на рекламу. В бухгалтерском учете они отражаются на отдельном субсчете "Рекламные расходы" счета 44 "Расходы на продажу" в полной сумме произведенных затрат.
В налоговом учете данные расходы следует относить в состав расходов на рекламу в пределах норматива, установленного п.4 ст.264 НК РФ.
Рекламные расходы (без НДС) являются объектом обложения налогом на рекламу. Сумма этого налога отражается в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы", в налоговом учете - также относится к прочим расходам (подп.1 п.1 ст.264 НК РФ).
Сумма НДС, уплаченная специализированной организации за изготовление дисконтных карт, отражается записью:
Д-т сч.19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Согласно подп.1 п.2 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ сумма НДС может быть принята к вычету на основании счета-фактуры, выставленного специализированной организацией, и документов, подтверждающих оплату выполненных работ.
НДС по рекламным расходам возмещается в части, соответствующей установленному нормативу. Сумма налога по сверхнормативным расходам относится для целей бухгалтерского учета на увеличение расходов на рекламу и не учитывается в составе расходов при налогообложении прибыли. Принятие к вычету суммы НДС, уплаченной за изготовление дисконтных карт, отражается записью:
Д-т сч.68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч."Расчеты по НДС",
К-т сч.19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Учет самих дисконтных карт ведется на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке (например, по стоимости изготовления). При поступлении в организацию дисконтных карт производится запись по дебету счета 006 "Бланки строгой отчетности". По мере выдачи карт покупателям осуществляется запись по кредиту счета 006 "Бланки строгой отчетности".
Ю.Ю. Каменная,
гл. бухгалтер ООО "Культтовары-Биником" (г. Находка)
1 марта 2004 г.
"Бухгалтерский учет", N 5, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.