Коммерческая тайна и ноу-хау
Сегодня такие термины, как "конфиденциальная информация", "коммерческая тайна" и "ноу-хау" достаточно популярны и широко употребляемы в сфере предпринимательской деятельности. О них много говорят и пишут. Однако ни на законодательном уровне, ни в юридической литературе, ни в деловом обороте единого подхода к определению их значения и пониманию порядка совершения сделок с ними до сих пор не сложилось.
В юридической литературе прослеживается три подхода к определению правового статуса объектов коммерческой тайны и ноу-хау. Одни юристы полагают, что ноу-хау - объект исключительных прав. Другие - что право на ноу-хау достаточно сходно по своему содержанию с исключительными правами, но таковым все же не является. Третья группа цивилистов говорит о том, что в отношении ноу-хау действует лишь фактическая монополия его владельца, выражающаяся в возможности устанавливать режим доступа к сведениям, составляющим ноу-хау, и принимать в отношении них превентивные меры.
В настоящей статье мы будем придерживаться последней точки зрения, то есть будем рассматривать коммерческую тайну и ноу-хау как объекты фактической монополии.
Критерии
Документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ, согласно ст.2 ФЗ от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" именуется конфиденциальной. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188, относит к конфиденциальной информации, в том числе сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна).
В рамках настоящей статьи "коммерческая тайна" будет рассматриваться в качестве синонима "ноу-хау". Однако некоторые юристы, указывая на различия в формулировках дефиниции "ноу-хау" в Основах гражданского законодательства СССР 1991 г. и дефиниции "служебная и коммерческая тайна", приведенной в ГК РФ, считают ноу-хау особой разновидностью коммерческой тайны*(1).
В соответствии с п.1 ст.139 ГК РФ информация, составляющая коммерческую тайну, должна, во-первых, иметь коммерческую ценность, то есть полезность для принятия решений в сфере коммерции, которая складывается из таких составляющих, как достоверность, актуальность и полнота*(2).
Второй неотъемлемый признак коммерческой тайны - ее недоступность на законном основании. Исходя из содержания ст.139 ГК РФ можно сделать вывод, что третьи лица могут получить коммерческую тайну только незаконным путем либо в результате небрежности ее обладателя.
Третий признак коммерческой тайны - необходимость принятия превентивных мер, препятствующих общему доступу к ней. Это могут быть как юридические меры, так и организационно-правовые и технические средства.
Классификация
Ноу-хау можно условно разделить на три большие группы:
1) информация о сущности незапатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца;
2) сведения, имеющие коммерческую ценность, но лишенные способности охраняться патентом;
3) добавочная информация, получаемая при использовании запатентованных технологий, которая, не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ*(3).
Важно отметить, что первая группа сведений приобретает конфиденциальный характер с момента подачи документов в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, независимо от того, обладают ли эти сведения тремя признаками коммерческой тайны. Перечень сведений конфиденциального характера указывает их в качестве самостоятельного вида конфиденциальной информации. Момент официального опубликования данных сведений характеризует изменение их правового режима - переход в разряд объектов интеллектуальной собственности.
Таким образом, сведения о патентоспособных объектах (до их официальной публикации) можно считать разновидностью как конфиденциальной информации в широком смысле, так и коммерческой тайны (ноу-хау) в частности, но только при соответствии трем ее признакам, включая принятие превентивных мер.
Особенности передачи
По сути, договорные отношения, связанные с ноу-хау, основаны скорее не на акте передачи прав на использование ноу-хау, а на раскрытии информации о его сущности на определенных условиях.
Ноу-хау может передаваться как в рамках договоров коммерческой концессии (франчайзинг), так и на основе отдельных соглашений (лицензий).
Вместе с тем, заключая большое количество договоров о передаче ноу-хау, владелец ноу-хау рискует ускорить момент перехода ноу-хау в "общественное достояние". Ведь исходя из п.2 ст.39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) именно известность информации широкому кругу специалистов, обычно работающих с подобной информацией, делает ее заведомо не конфиденциальной.
Отсюда следует вывод: при заключении договоров о передаче ноу-хау важно не переступить их количественный предел, при котором контрагенты, набрав некую критическую массу, обретают статус третьих лиц.
Обратим также внимание на то, что ноу-хау не может быть внесено в качестве вклада в имущество юридического лица (п.17 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" от 01.07.96 N 6/8). К примеру, 24 января 2002 г.ФАС Ханты-Мансийского автономного округа была признана недействительной сделка по внесению компанией "Norex Petroleum" 50% вклада в уставный капитал ЗАО "Корпорация "Югранефть" в виде ноу-хау.
Защита и охрана
Учитывая то, что права обладателя ноу-хау носят характер фактической монополии - возможности устанавливать и обеспечивать режим доступа к ноу-хау (принимать превентивные меры), более корректно говорить о защите законных интересов обладателя ноу-хау, нежели о защите его самого.
Один из гражданско-правовых способов защиты интересов обладателя ноу-хау предусмотрен в абз.2 п.2 ст.139 ГК РФ - взыскание убытков с нарушителя. В качестве потенциальных нарушителей ст.139 называет: лицо, получившее ноу-хау незаконными методами; работника, разгласившего ноу-хау вопреки трудовому договору (контракту); контрагента, сделавшего это вопреки гражданско-правовому договору.
Интересы владельца ноу-хау также защищаются способами, которые предусмотрены в ст.12 ГК РФ - в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения. К сожалению, данный способ защиты может быть реализован только тогда, когда несанкционированный доступ, разглашение или иное использование ноу-хау не привело к его общеизвестности.
Например, на лицо, завладевшее информацией с помощью незаконных методов, может быть возложена обязанность по возврату или уничтожению материальных носителей информации, ему может быть запрещено использовать и распространять эту информацию*(4).
Нарушение прав обладателя ноу-хау может также повлечь применение к нарушителю мер административной и уголовной ответственности, но детальное рассмотрение этих вопросов несколько выходит за рамки данной статьи.
В. Погуляев,
зам. ген. директора,
начальник договорного отдела
ООО "Юридическое агентство "Копирайт"
"эж-ЮРИСТ", N 18, май 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Е. Мелихов. Понятие и признаки ноу-хау в контексте российского гражданского права // ИС. Промышленная собственность. 2003. N 7.
*(2) И. Зенин, Е. Моргунова, В. Погуляев. Что такое информация и как ее защищать // Закон, N 12, 2002.
*(3) В.В. Белов, Г.В. Виталиев, Г.М. Денисов. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999, стр.125.
*(4) А. П. Сергеев. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru