Особенности ведения претензионной работы с организациями
железнодорожного транспорта и отражения ее результатов в бухгалтерском и
налоговом учете
1. Общие положения
Общие законодательные требования, регулирующие организацию и ведение претензионной работы с организациями железнодорожного транспорта, установлены главой VIII Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - УЖД РФ).
Сумма ущерба, вызванного недостачей или порчей груза при перевозке железнодорожным транспортом, может быть взыскана в судебном порядке. Однако УЖД РФ предусматривает обязательность проведения досудебных процедур: в соответствии со ст. 120 УЖД РФ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику предъявляется претензия. Порядок предъявления претензий, стороны, предъявляющие претензии, сроки исковой давности и другие обязательные условия ведения претензионной работы можно оформить в виде таблицы (рассматриваются только претензии, предъявляемые юридическими лицами) (см. таблицу).
Обстоятель- ства, выз- вавшие ущерб |
Кто предъявляет претензию |
Приложения к претензии*(11) |
Срок, с которого может быть предъяв- лена претензия*(12) |
Утрата гру- за, грузо- багажа |
Грузополуча- тель (получа- тель) или грузоотправи- тель (отпра- витель) |
Грузовая квитанция, гру- зобагажная квитанция о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорож- ной станции назначения о неприбытии груза, грузо- багажа или справки пере- возчика об отправке гру- за, грузобагажа с отмет- кой железнодорожной стан- ции назначения о неприбы- тии груза, грузобагажа, а также документ, подтверж- дающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действитель- ную стоимость отправлен- ных груза, грузобагажа без включения неполучен- ных доходов и неосуществ- ленных затрат |
По истечении трид- цати дней со дня окончания срока до- ставки; за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении - по ис- течении четырех ме- сяцев со дня приема груза для перевозки |
Недостача, повреждение (порча) груза, грузобагажа |
Грузополуча- тель (получа- тель) или грузоотправи- тель (отпра- витель) |
Транспортная железнодоро- жная накладная, или гру- зобагажная квитанция и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодоро- жная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в слу- чае его утраты, или тран- спортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа пере- возчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверж- дающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действитель- ную стоимость недостаю- щих, поврежденных (испор- ченных) груза, грузобага- жа, деталей, запасных частей без включения не- полученных доходов и нео- существленных затрат |
Со дня выдачи груза или грузобагажа |
Просрочка доставки груза, грузобагажа |
Грузополуча- тель (получа- тель) или грузоотправи- тель (отпра- витель) |
Транспортная железнодоро- жная накладная, грузоба- гажная квитанция |
Со дня выдачи гру- за, грузобагажа |
Задержка выдачи гру- за, грузо- багажа |
Грузополуча- тель (получа- тель) или грузоотправи- тель (отпра- витель) |
Транспортная железнодоро- жная накладная, грузоба- гажная квитанция и акт общей формы |
|
Уплата штрафов за задержку подачи ва- гонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки ва- гонов с мест погру- зки, выгру- зки или приема ва- гонов с же- лезнодорож- ного пути необщего пользования |
Грузополуча- тель, грузо- отправитель, обслуживающий грузополуча- телей, грузо- отправителей своими локо- мотивами вла- делец желез- нодорожного пути необщего пользования |
Ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемо- сдатчика, касающаяся по- дачи и уборки вагонов, а также уведомление о заве- ршении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставоч- ный путь, выписка из до- говора на эксплуатацию железнодорожного пути не- общего пользования или договора на подачу и убо- рку вагонов, акт общей формы |
Со дня получения заявителем претен- зии копии инкассо- вого поручения (счета) перевозчика о начислении таких платы, штрафа |
Возврат платы за время нахо- ждения цис- терн, бун- керных по- лувагонов под очист- кой на про- мывочно- пропарочных станциях |
Грузополуча- тель или гру- зоотправитель |
Акт установленной формы об обнаруженном в пункте налива недосливе цистерн, бункерных полувагонов, оплаченные счета за прос- той вагонов по акту о не- досливе цистерн, бункер- ных полувагонов |
|
Возврат провозной платы |
Грузополуча- тель или гру- зоотправитель |
Транспортная железнодоро- жная накладная или грузо- вая квитанция о приеме груза для перевозки, если производилось довзыскание суммы провозных платежей на железнодорожной стан- ции назначения, а также справка главного бухгал- тера грузополучателя. В случае несостоявшейся пе- ревозки груза - квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза |
|
Возврат платы за пользование вагонами, принадлежа- щими иным юридическим или физиче- ским лицам, сборов за подачу и уборку ва- гонов и за маневровую работу |
Грузополуча- тель или гру- зоотправитель обслуживающий грузополуча- телей, грузо- отправителей своими локо- мотивами вла- делец желез- нодорожного пути необщего пользования |
Ведомость подачи и уборки вагонов, документы об оп- лате, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать ведо- мость подачи и уборки ва- гонов |
|
Возврат платы за пользование принадлежа- щими иным юридическим или физиче- ским лицам контейнера- ми, разме- щенными на контейнер- ных площад- ках необще- го пользо- вания |
Грузополуча- тель или грузоотправи- тель, обслу- живающий грузоотправи- телей, грузо- получателей своими локо- мотивами вла- делец желез- нодорожного пути необщего пользования |
Ведомость учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителя и грузо- получателя на местах не- общего пользования, доку- менты, подтверждающие оплату за пользование контейнерами, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать ведо- мость подачи и уборки ва- гонов |
|
Возврат платы за пользование принадлежа- щими иным юридическим или физиче- ским лицам контейнера- ми, при вы- возе кон- тейнеров с мест общего пользования средствами грузоотпра- вителя, грузополу- чателя, а также орга- низациями, осуществля- ющими тран- спортно- экспедицио- нное обслу- живание |
Грузополуча- тель или грузоотправи- тель, обслу- живающий гру- зоотправите- лей, грузопо- лучателей своими локо- мотивами вла- делец желез- нодорожного пути необщего пользования |
Наряды установленной фор- мы, ведомости учета вре- мени нахождения контейне- ров у грузоотправителя и грузополучателя в местах общего пользования, а также документы, подтвер- ждающие оплату за пользо- вание контейнерами |
|
Возврат штрафа за невыполне- ние приня- той заявки или за не- подачу ва- гонов, кон- тейнеров для выпол- нения заяв- ки |
Грузоотправи- тель |
Учетная карточка выполне- ния заявки, документы, подтверждающие внесение платежей по учетной кар- точке, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать учетную карточку |
Взыскание штрафа за невыполнение приня- той заявки по исте- чении пяти дней с момента взыскания штрафа |
Взыскание штрафа или возмещение затрат, возникших в связи с по- дачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров |
Грузополуча- тель или гру- зоотправитель |
Акт общей формы и доку- менты, подтверждающие затраты на очистку ваго- нов, контейнеров |
По истечении срока доставки таких ва- гонов, контейнеров после выгрузки гру- зов или возврата их в пункт приписки |
Взыскание штрафа за использова- ние перево- зчиком ва- гонов, кон- тейнеров без согла- сия их вла- дельцев |
Грузополуча- тель или гру- зоотправитель |
Транспортная железнодо- рожная накладная или кви- танция о приеме груза, акт общей формы, заявле- ние о розыске грузов и другие подтверждающие факт использования ваго- нов, контейнеров без сог- ласия владельца докумен- ты, расчет суммы штрафа в случае отказа перевозчика от составления акта общей формы, документы об обжа- ловании этого отказа |
|
Взыскание штрафа и возмещения убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчи- ком ваго- нов, кон- тейнеров или их уз- лов и дета- лей, прина- длежащих грузоотпра- вителям, грузополу- чателям, иным юриди- ческим или физическим лицам либо арендован- ных ими |
Грузополуча- тель или гру- зоотправитель |
Акт общей формы и другие документы, подтверждающие факт и размер повреждения перевозчиком указанных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, а также расчет убытков, по- несенных владельцами ва- гонов, контейнеров вслед- ствие их повреждения, в части, не покрытой штра- фом |
|
Утрата перевозчи- ком ваго- нов, кон- тейнеров, принадлежа- щих грузоотпра- вителям, грузополу- чателям, иным юридическим или физическим лицам либо арендован- ных ими |
Грузополуча- тель или гру- зоотправитель |
Квитанция о приеме груза с отметкой железнодорож- ной станции назначения о неприбытии вагонов, кон- тейнеров, документы, под- тверждающие принадлеж- ность вагонов, контейне- ров и их остаточную стои- мость, а также техничес- кие паспорта, копии раз- решений на курсирование вагонов, контейнеров по железнодорожным путям общего пользования с ука- занием наличия трафарета на вагонах, контейнерах, их отличительной краски |
|
Возврат штрафа за использова- ние ваго- нов, кон- тейнеров без согла- сия их вла- дельцев грузоотпра- вителем, грузополу- чателем, обслуживаю- щим грузо- получате- лей, грузо- отправите- лей своими локомотива- ми владель- цем желез- нодорожных путей необ- щего поль- зования |
Грузополуча- тель или гру- зоотправитель |
Акт общей формы, а также документы, подтверждающие оплату штрафа |
|
Примечание. *(11) Под приложениями понимаются документы, подтверждающие предъявлен- ные заявителем требования.Вышеуказанные документы представляются в под- линнике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходи- мости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии. *(12) В соответствии со ст. 123 УЖД РФ претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней. Исчисление периодов, в течение которых возможно предъявление претензий, начинается со сроков, указан- ных в графе 4. Если в данной графе конкретный срок не указан, действует общее правило, установленное ст. 123 УЖД РФ: в отношении иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев указанные сроки предъявления претензий исчисляются со дня наступления событий, послуживших основани- ями для предъявления претензий. |
Перевозчик имеет право принять для рассмотрения претензию и по истечении вышеуказанных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. Гражданским законодательством понятие "уважительная причина" однозначно не определено. Поэтому в качестве такой причины могут рассматриваться любые обстоятельства, не зависящие от организации, которая предъявляет претензию, и не позволившие оформить необходимые документы в установленный срок. Обязательным условием является документальное подтверждение этих обстоятельств. Заметим, что, если досудебная процедура окажется для одной из сторон неудовлетворительной, те же обстоятельства могут быть использованы в суде или арбитраже.
Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).
Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов и грузобагажа, предъявляются к перевозчику. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
- к перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;
- к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.
Предъявленная претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение тридцати дней. Статья 124 УЖД РФ допускает частичное удовлетворение претензии. В этом случае, а также при отклонении претензии перевозчиком в уведомлении должно быть приведено основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью УЖД РФ.
Если перевозчик отказывается удовлетворить претензию либо ответ перевозчика на претензию не получен в течение тридцати дней с момента ее получения, заявитель имеет право обратиться с иском в судебные (арбитражные) органы. При этом исковое требование может быть предъявлено в суд не ранее истечения срока, установленного для рассмотрения претензии. Иски рассматриваются в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (а не с момента предъявления иска).
Порядок предъявления и рассмотрения претензий детализирован в Правилах предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 42 (далее - Правила). Значительная часть положений Правил воспроизводит (повторяет) соответствующие нормы УЖД РФ. Существенное значение для организации и ведения претензионной работы имеют следующие уточнения.
Претензии в отношении утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов предъявляются по каждой отправке, оформленной транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная). При оформлении перевозки грузов одного наименования, погруженных на одной станции одним грузоотправителем на одну станцию назначения в адрес одного грузополучателя, допускается предъявление одной претензии на группу отправок, по которым перевозчиком был составлен один коммерческий акт. Допускается предъявление одной претензии по грузам, перевезенным маршрутной или групповой отправкой, - на количество вагонов, указанных в коммерческом акте.
В Правилах установлен исчерпывающий перечень сведений, которые необходимо указывать в претензии. Для юридических лиц такими сведениями являются:
- наименование заявителя претензии, а также данные свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
- местонахождение юридического лица (индекс, республика, край, область, город, населенный пункт, улица, номер дома, корпуса, квартиры) и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию. Перечислены возможные варианты идентификации местонахождения организации. На практике может быть указан только номер дома;
- банковские реквизиты. В практической деятельности расчеты с организациями железнодорожного транспорта нередко осуществляются посредством чековых книжек, открываемых со специальных счетов в банках. Иными словами, перевозчик располагает банковскими реквизитами заявителя. Тем не менее в данном случае под банковскими реквизитами понимается номер расчетного счета в кредитном учреждении, на который должны поступить суммы в удовлетворение претензий, а также суммы финансовых санкций;
- основание для предъявления претензии [полная или частичная утрата груза, недостача, повреждение (порча), просрочка в доставке и другие основания]. В данном пункте указывается только основание претензии (одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 123 УЖД РФ);
- сумма претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной карточке и другим документам;
- перечень документов, прилагаемых к претензии.
Таким образом, рекомендуемая или примерная форма претензии не устанавливается - обязательным является только перечень сведений, которые должны быть включены в претензию. Из этого следует, что организация, в адрес которой направлена претензия, не имеет права отказать в ее принятии по причине несоблюдения формы.
При рассмотрении претензий, касающихся утраты вагонов, контейнеров, принадлежащих грузополучателям, грузоотправителям, другим физическим и юридическим лицам, перевозчик расследует случаи утраты и осуществляет розыск вагонов, контейнеров. При этом по требованию грузоотправителя, грузополучателя, других физических и юридических лиц перевозчик обязан предоставить им соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование и в случае невозвращения владельцам утраченных вагонов, контейнеров по истечении трех месяцев передать предоставленные во временное бесплатное пользование вагоны, контейнеры в собственность грузоотправителей, грузополучателей, других юридических и физических лиц. Данное положение также имеет существенное значение для организации и ведения бухгалтерского и налогового учета. По существу экономических отношений организация, предъявившая претензию, в период проведения расследования и розыска вагонов и контейнеров фактического ущерба не несет: необходимые активы предоставляются ей во временное пользование. Следовательно, в течение вышеуказанного периода претензия принята к учету быть не может (так как имеется вероятность того, что утраченные вагоны или контейнеры будут разысканы и возвращены). Другим следствием порядка рассмотрения претензий является то, что сумма стоимости утраченных вагонов и контейнеров ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете в качестве убытков или внереализационных расходов учтена быть не может до окончания расследования и розыска. В то же время необходимо отразить в аналитическом учете активы, поступившие во временное пользование. Ввиду того, что подобная передача не может считаться ни арендой, ни каким-то иным возмездным пользованием, поступившие вагоны и контейнеры должны учитываться за балансом, например на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
В соответствии со ст. 105 УЖД РФ перевозчик обязан отремонтировать поврежденные или утраченные вагоны, контейнеры или их узлы и детали, принадлежащие грузоотправителям, грузополучателям и другим юридическим или физическим лицам в период их использования, либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
В бухгалтерском учете суммы стоимости утраченного имущества списываются в дебет счета учета расчетов по претензиям (через счет учета недостач), суммы полученного возмещения - в кредит этого счета, а разница присоединяется к балансовой и налогооблагаемой прибыли.
Согласно ст. 96 УЖД РФ при рассмотрении претензий за утрату или недостачу груза, сданного к перевозке без объявления ценности, ущерб определяется в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз.
Стоимость груза устанавливается на основании его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре - цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар, либо на основании экспертной оценки. Из этой нормы ст. 96 УЖД РФ следует, что вне зависимости от того, объявлена ценность груза или нет, убытки должны быть возмещены грузоотправителю или грузополучателю (в зависимости от того, кто предъявил претензию) в том размере, который может быть подтвержден. Грузоотправитель является пострадавшей стороной, если по условиям договора поставки риск утраты или повреждения груза за время его транспортировки возлагается на поставщика (как правило, цена франко-станция получения или франко-склад покупателя), а грузополучатель - если право собственности на отгруженный товар переходит до момента транспортировки (франко-склад поставщика или франко-станция отправления). Оптимальной следует считать ситуацию, при которой цена на товар подтверждается расчетными документами. Если цена определяется экспертным путем либо по цене аналогичных или идентичных товаров, следует считаться с вероятностью возникновения весьма существенных разногласий как между организациями по отношениям, связанным с претензиями, так и с налоговыми органами.
Наряду с возмещением ущерба перевозчик возвращает грузоотправителю, грузополучателю взысканную плату за перевозку груза и иные взысканные перевозчиком платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.
Если груз сдан к перевозке с объявлением его ценности, то при утрате груза перевозчик возмещает ущерб в размере объявленной стоимости груза, а при недостаче, повреждении (порче) груза - в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза.
При этом Правила допускают возможность возмещения ущерба и в меньшем размере: в соответствии с п. 15 Правил если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, перевозчик возмещает грузоотправителю, грузополучателю ущерб в размере действительной стоимости груза.
Пунктом 16 Правил уточнено следующее: если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила заявителю претензии ущерб от несохранной перевозки грузов, то перевозчик возмещает ущерб в размере действительной стоимости утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза с учетом суммы, полученной заявителем претензии от страховой компании.
В данном случае организация, предъявившая претензию, отражает сумму фактически понесенного убытка (ущерба от утраты или порчи грузов, вагонов, контейнеров или иного имущества) в бухгалтерском учете двумя проводками:
Д-т 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию", К-т счетов учета имущества или расчетов - на сумму активов, утраченных в результате страхового случая, в размере, определенном в договоре страхования;
Д-т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К-т счетов учета имущества или расчетов - на сумму разницы между фактической стоимостью утраченных или испорченных активов и суммой, отраженной как задолженность страховой организации.
В соответствии с нормами законодательства о страховании сумма страховки не может быть выше стоимости застрахованного имущества. Следовательно, ситуация, при которой сумма страхового возмещения покрывает все убытки грузоотправителя, грузополучателя или иной организации, предъявившей претензию, в принципе невозможна.
Вместе с тем читателям журнала следует обратить внимание на то, что п. 16 Правил касается ситуации, при которой суммы страхового возмещения фактически получены заявителем претензии. Иными словами, если к моменту наступления сроков, к которым претензия должна быть удовлетворена, страховое возмещение заявителем претензии не получено, перевозчик обязан возместить полную сумму претензии независимо от того, имеет он право на получение страховки или нет. Заметим также, что в данной ситуации получение двойного возмещения (от перевозчика и от страховой организации) вряд ли возможно: ввиду того что ущерб возмещен, страховой случай не может считаться наступившим. И если по каким-то причинам страховая организация не будет своевременно располагать необходимой информацией и осуществит перечисление страховки, перечисленные суммы могут быть в последующем истребованы в судебном или досудебном порядке с выплатой процентов (в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) за все время неправомерного удержания денежных средств заявителем претензии.
Из п. 17 Правил следует, что если по одной отправке перевозчику предъявляется несколько претензий разными заявителями, размер возмещения ущерба перевозчиком не должен превышать сумм фактической стоимости утраченного имущества. При этом предполагается, что суммы возмещения должен получить тот участник договора поставки (купли-продажи и т.д.), кому принадлежало право собственности на товар в момент его утраты или порчи.
Согласно п. 19 Правил при частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующую статью УЖД РФ. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом. При этом данный пункт Правил не содержит указания на состав сведений, обязательных к отражению в уведомлении перевозчика. В Правилах нет также указания на состав сведений, отражаемых в ответе на претензию в случае ее принятия в полном объеме.
Исходя из экономического содержания отношений между перевозчиком и заявителем претензии, а также вероятности последующего судебного разбирательства в извещениях перевозчика должна быть сообщена, как минимум, следующая информация:
- при полном или частичном удовлетворении претензии:
признанная сумма,
номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;
- при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии:
мотивы отказа со ссылкой на соответствующее нормы законодательства и доказательства, обосновывающие отказ;
перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, других доказательств.
При удовлетворении претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению) либо сообщается о том, в какие сроки и в каком порядке претензия будет удовлетворена.
Заметим, что в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности для того, чтобы претензия могла быть отражена в бухгалтерском учете заявителя, необходимо выполнение одного из двух условий: признание претензии другой стороной договора или наличие судебного решения. Так как в данном случае речь идет о досудебном урегулировании споров, то для отражения в учете результатов рассмотрения претензии достаточно извещения о признании претензии с указанием суммы, в которой претензия принята.
Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.
Разумеется, в случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.
2. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения операций,
связанных с расчетами по претензиям
Порядок отражения операций, связанных с расчетами по претензиям, регулируется Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. При определении права на признание претензий и их отражении в бухгалтерском учете и отчетности следует также учитывать отдельные требования Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденных приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и 33н соответственно (в части условий, согласно которым претензия может быть принята к учету).
При организации налогового учета расчетов по претензиям необходимо руководствоваться положениями отдельных глав Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Наиболее часто встречается ситуация, при которой претензии предъявляются грузоотправителем или грузополучателем в связи с выявленной недостачей перевозимых материально-производственных запасов. При организации бухгалтерского учета подобных операций следует учитывать требования Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания N 119н).
В соответствии с п. 49 Методических указаний N 119н основанием для предъявления претензий и исков к транспортной организации является приемный акт о приемке.
Порядок учета недостач материально-производственных запасов регулируется пунктом 58 Методических указаний N 119н.
Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:
а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется посредством умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета 94 и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.
Сумма НДС, уплаченного при приобретении материально-производственных запасов, в учете не сторнируется, так как расходы с поставщиком корректировке не подлежат: при использовании приведенной схемы бухгалтерских проводок сумма налога, указанная в расчетных документах поставщика, уплачивается полностью и, следовательно, может быть предъявлена к вычету в полном размере (ущерб бюджету не наносится).
Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи. Схема бухгалтерских проводок в Методических указаниях N 119н не приводится. По-нашему мнению, надо оформлять только одну проводку:
Д-т 10 К-т 94 - на сумму стоимости материально-производственных запасов, оприходованных по цене возможной реализации;
б) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.
В фактическую себестоимость включаются:
- стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без НДС). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;
- сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без НДС);
- сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.
Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и НДС, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.
Иными словами, должна использоваться одна из нижеследующих схем бухгалтерских проводок:
1) если суммы стоимости запасов, подлежащих поступлению, и задолженность перед поставщиком отражены в бухгалтерском учете, оформляются следующие проводки:
Д-т 10 (15) К-т 60 - на сумму стоимости запасов, указанную в договоре поставки;
Д-т 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму НДС по стоимости приобретателем запасов;
Д-т 94 К-т 10 "Материалы" - на сумму стоимости недостающих запасов;
Д-т 94 К-т 19 - на сумму НДС по стоимости недостающих запасов;
Д-т 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям", К-т 94 - на сумму стоимости запасов (с учетом НДС), включенную в претензию, предъявленную транспортной организации.
При использовании приведенной схемы покупатель обязан уплатить поставщику всю сумму, указанную в расчетных документах, а перевозчик должен возместить сумму недостачи. Это логично, так как взаимоотношения между перевозчиком и грузополучателем (который в данном случае выступает заявителем), не могут каким-либо образом отражаться на договорных отношениях между поставщиком и приобретателем запасов.
Нетрудно убедиться, что вышеприведенная схема проводок может быть использована независимо от фактической оплаты приобретаемых материалов;
2) если суммы стоимости запасов, подлежащих поступлению, и задолженность перед поставщиком на момент приемки не отражены в бухгалтерском учете покупателя, оформляются следующие проводки*(1):
Д-т 10 (15) К-т 60 - на сумму стоимости фактически поступивших запасов;
Д-т 19, субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", К-т 60 - на сумму НДС по стоимости фактически поступивших запасов;
Д-т 94 К-т 60 - на сумму стоимости недостающих запасов с учетом НДС, указанного в расчетных документах;
Д-т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К-т 94 - на сумму стоимости материалов (с учетом НДС), включенную в претензию, предъявленную транспортной организации.
При использовании этой схемы покупатель обязан уплатить поставщику всю сумму, указанную в расчетных документах, а перевозчик должен возместить сумму недостачи. Что касается расчетов по НДС, то поставщик уплачивает в бюджет всю сумму налога по стоимости отгруженных запасов, получатель (покупатель) предъявляет к вычету сумму НДС в части, относящейся к фактически полученным запасам, а перевозчик - сумму НДС, указанную в претензии;
3) если заявителем претензии является грузоотправитель, при этом суммы стоимости запасов, подлежащих поступлению, и задолженность перед поставщиком на момент приемки не отражены в бухгалтерском учете покупателя, оформляются следующие проводки:
Д-т 62 К-т 90, субсчет "Выручка", - на сумму стоимости отгруженных запасов;
Д-т 90, субсчет "Себестоимость продаж", К-т 43 "Готовая продукция" [40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"] - на сумму фактической себестоимости отгруженных запасов;
Д-т 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость", К-т 68, субсчет "НДС", - на сумму НДС по стоимости отгруженных запасов;
Д-т 94 К-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - на сумму недостачи запасов, выявленной при их приемке в пути или на станции назначения, - по договорным ценам с учетом НДС;
Д-т 94 К-т 90, субсчет "Выручка", - на сумму стоимости недостающих запасов по договорным ценам с учетом НДС;
Д-т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К-т 94 - на сумму, включенную в претензию, заявленную перевозчику.
Таким образом, счета учета запасов (40 или 43) и расчетов с бюджетом (68) не используются, а суммы недостачи возмещаются перевозчиком обособленно.
Суммы штрафов и иных финансовых санкций, предъявляемых грузоотправителем или грузополучателем перевозчику, в бухгалтерском учете отражаются обособленно. Вне зависимости от того, кем заявляется претензия, в бухгалтерском учете заявителя вышеуказанные суммы отражаются в составе прочих доходов:
Д-т 76, субсчет "Расчеты по претензиям", К-т 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы", - на сумму финансовых санкций, признанных перевозчиком.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 2 п. 7 ст. 254 НК РФ потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ для целей налогообложения, приравниваются к материальным расходам.
Что же касается сумм претензий по недостачам, то норма, которая позволяла бы учитывать их в составе налоговой базы (как и убытки от недостач, по которым заявляются претензии), в НК РФ отсутствует. Скорее всего, это связано с тем, что в случае удовлетворения претензии налоговая база не меняется (предъявитель претензии убытка не несет), а при отказе перевозчика в удовлетворении претензии решение о возмещении или списании сумм нанесенного ущерба принимается по результатам судебного рассмотрения.
Штрафы, пени и неустойки, подлежащие уплате перевозчиком сверх сумм фактического ущерба, в налоговом учете заявителя претензии отражаются как внереализационные доходы и включаются в налоговую базу на общих основаниях.
В.Р. Захарьин,
к.э.н.
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данная ситуация характерна для тех договоров, по условиям которых право собственности на запасы переходит к покупателю после их поступления на станцию назначения или на склад покупателя. Поэтому более распространенным является случай, когда заявителем претензии выступает грузоотправитель. Приведенная схема проводок относится к менее распространенной ситуации, когда претензию заявляет грузополучатель.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1