Судами общей юрисдикции рассматриваются гражданские дела, в которых военные комиссариаты являются истцами либо ответчиками.
В связи с этим прошу разъяснить:
1) относятся ли военные комиссариаты Минобороны России при решении вопроса о взаимоотношениях с бюджетом по уплате государственной пошлины к иным органам, обращающимся в суды общей юрисдикции в защиту государственных интересов;
2) освобождаются ли военные комиссариаты от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине", если они являются ответчиками по гражданским делам о взыскании ущерба, причиненного здоровью участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, об индексации продовольственных пайков пенсионерам Минобороны России, офицерам, проходящим военную службу по контракту;
3) освобождаются ли от уплаты государственной пошлины военные комиссариаты, обращающиеся в суды общей юрисдикции с исковыми заявлениями о взыскании сумм переплат пенсий с пенсионеров Минобороны России?
Согласно подпункту 13 п. 2 ст. 5 Закона N 2005-1 от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц.
1. Согласно п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов (флота), на территории которых они находятся.
При обращении в суд общей юрисдикции за совершением юридически значимых действий в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов военный комиссариат по взаимоотношениям с бюджетом по уплате государственной пошлины может быть отнесен к иным органам.
2. В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 5 Закона N 2005-1 от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, то есть истцы.
Поэтому согласно п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцу, в пользу которого состоялось решение суда общей юрисдикции, военный комиссариат обязан возместить все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче в суд искового заявления. Если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются военному комиссариату - ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
3. Подача искового заявления в суд общей юрисдикции о взыскании переплаты пенсии с пенсионера Минобороны России не являются для истца - военного комиссариата действиями в защиту государственных и общественных интересов. Поэтому военные комиссариаты за вышеуказанные действия должны уплачивать государственную пошлину в общеустановленном порядке.
Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 апреля 2004 г.
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1