Комментарий к Федеральному закону от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования процедур государственной регистрации и постановки
на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 185-ФЗ), который вступил в действие с 1 января текущего года, в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) были внесены изменения и дополнения, касающиеся понятийного аппарата настоящего Кодекса, а также вопросов постановки на налоговый учет.
Закон N 185-ФЗ внес в ст. 11 НК РФ, определяющую институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе, следующие изменения:
- в понятие "индивидуальные предприниматели" включены адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность не является предпринимательской), и исключены частные охранники и частные детективы;
- дано новое определение понятия "свидетельство о постановке на учет в налоговом органе", под которым в настоящее время подразумевается документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
- введено новое понятие "уведомление о постановке на учет в налоговом органе", под которым понимается документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- исключено определение понятия "место нахождения российской организации" (в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации; государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
- понятие "место жительства физического лица" приведено в соответствие с определением, данным в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ, и означает в настоящее время адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 83 НК РФ, определяющая порядок учета налогоплательщиков, получила название "Учет организаций и физических лиц" (но в п. 1 настоящей статьи Кодекса термин "налогоплательщики" сохранен).
В соответствии с внесенными Законом N 185-ФЗ изменениями и дополнениями налогоплательщики (то есть организации и физические лица) подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (обязанность вставать на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств исключена, постановка на учет в этих случаях осуществляется налоговым органом). Если ранее постановка на учет в налоговом органе осуществлялась на основании заявления дарственной регистрации (п. 3 ст. 83 НК РФ), то в настоящее время постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ при наличии имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (подача заявления о постановке на учет в этих случаях не предусмотрена).
Пунктом 6 ст. 83 НК РФ предусматривалась постановка на учет частных нотариусов на основании заявления, подаваемого в налоговый орган по месту жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии. В настоящее время постановка на учет частного нотариуса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ, а постановка на учет адвоката - на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации согласно ст. 85 настоящего Кодекса.
В соответствии с новой редакцией п. 10 ст. 83 НК РФ налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить их постановку на учет.
Статьей 84 НК РФ определялся порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета налогоплательщика. В настоящее время новая редакция п. 1-5 рассматриваемой статьи НК РФ определяет порядок (основания, сроки, обязанности налогоплательщиков и налоговых органов) постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, порядок постановки на учет организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств. При этом установлено, что постановка на учет организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 НК РФ (то есть на основании сведений, содержащихся в государственных реестрах), осуществляется в порядке, установленном МНС России. Этим же министерством устанавливаются формы уведомлений о постановке на учет в налоговом органе в указанных случаях.
Положения ст. 84 НК РФ в части присвоения налогоплательщикам идентификационного номера и порядка его указания остались без изменения, а п. 11 данной статьи настоящего Кодекса, устанавливающий, что постановка на учет в органах государственных внебюджетных фондов производится в порядке, предусмотренном рассматриваемой статьей НК РФ, признан утратившим силу (регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в вышеуказанных фондах осуществляется в соответствии с законами об этих фондах с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом N 185-ФЗ).
Как уже отмечалось, налоговый учет основывается на сведениях, получаемых от соответствующих органов. Статьей 85 "Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков" НК РФ (в ред. Закона N 185-ФЗ) определено следующее:
- органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших вышеуказанные лицензии и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа;
- советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 30-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката;
- органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти вышеуказанных лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после соответствующей регистрации;
- органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, регистрирующие транспортные средства, обязаны сообщать о сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Кроме того, органы, занимающиеся выдачей и заменой документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:
- о фактах замены документа, удостоверяющего личность гражданина, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;
- о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня подачи заявления.
Обязанности органов опеки и попечительства, органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и частных нотариусов, органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование такой деятельности по подаче сведений в налоговые органы и сроки сообщения, предусмотренные ст. 85 НК РФ, не изменены.
Помимо вышеназванных изменений и дополнений, налогоплательщикам следует обратить внимание на изменения, внесенные в п. 2 ст. 23 "обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)" НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуальных предпринимателей сведения, указанные в названном пункте, за исключением сведений об изменении своего места нахождения или места жительства, а также об объявлении о несостоятельности (банкротстве) и ликвидации.
Г.Г. Иванова
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1