Плата за загрязнение окружающей природной среды
Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия взималась с 1992 года в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Законом РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды".
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Постановление N 632).
В соответствии с этим Постановлением были разработаны Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утвержденные Минприроды России 27.11.1992, Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26.01.1993.
С 12 января 2002 года (со дня официального опубликования - см.: Российская газета. - 2002. - 12 янв. (N 6)) вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Закон N 7-ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения взимается в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов. Налогооблагаемой базой при расчете платежей являлся объем вредного воздействия за выброс или сброс 1 тонны загрязняющих веществ, размещение 1 тонны или 1 куб.м отходов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Вопрос о правомерности платежей данного вида решался Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Верховным Судом Российской Федерации было принято решение от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 о признании незаконным (недействительным) постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в редакции от 14.06.2001 N 463 (гражданское дело по заявлению ОАО "Кольская Горно-Металлургическая Компания").
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия были отнесены к неналоговым платежам.
В настоящее время действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, установленный Постановлением N 632.
В целях приведения п. 2 Постановления N 632 в соответствие со ст. 16 Закона N 7-ФЗ были утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления (далее - Нормативы платы 2003 года), которые вступили в силу по истечении семи дней с момента их официального опубликования.
Принятие постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 придало легитимность Постановлению N 632, признанному решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 не действующим в части делегирования МПР России права установления базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Перечни и размеры указанных нормативов платы и коэффициентов являются исчерпывающими.
Размеры Нормативов платы 2003 года рассчитаны исходя из ранее действовавших нормативов с учетом индекса-дефлятора, предусмотренного Федеральном законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год". Сохранены действовавшие повышающие коэффициенты, учитывающие экологические факторы, а также дополнительный повышающий коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
Сохранено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами МПР России понижать размеры платежей или освобождать от них отдельные организации социальной и культурной, а также организации, финансируемые из бюджетов разных уровней. Оставлена в силе норма, предусматривающая возможность корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисления этих средств в счет указанных платежей. Нормативы платы 2003 года имеют незначительные отличия от действовавших ранее нормативов в части платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения. Если ранее действовавшие нормативы были установлены за единицу транспортного средства, то вновь утвержденные Нормативы платы 2003 года установлены применительно к единице объема используемого топлива (жидкое топливо - тонна, газообразное - кубические метры).
Согласно постановлению Правительства РФ от 25.09.2000 N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" МПР России утверждает нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду, организует и осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирование лицензий (разрешений) на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и другие вредные физические воздействия на нее.
Что касается осуществления функций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, то согласно ст. 6 Федерального закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главными задачами налоговых органов, кроме осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что в настоящее время МПР России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и МНС России поручено подготовить и внести изменения в Постановление N 632, в том числе в части администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации. В настоящее время МПР России совместно с соответствующими министерствами занимается разработкой федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду".
О.В. Семенова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1