Государственное унитарное предприятие, являющееся теплоснабжающей организацией, осуществляет отпуск тепловой энергии по предельным (максимальным) тарифам, но планирует осуществлять отпуск тепловой энергии определенной категории потребителей по более низким тарифам относительно их предельного уровня, установленного региональной энергетической комиссией. Вправе налоговые органы проверять согласно п. 2 ст. 40 НК РФ правильность применения цен по сделкам, в частности в случае отклонения более чем на 20% в сторону понижения цен на отпускаемую определенной категории потребителей тепловую энергию от их предельных уровней, или для целей налогообложения должны применяться цены, указанные сторонами в договоре?
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 13 ст. 40 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются вышеуказанные цены (тарифы).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий могут применяться определенные методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе ценовое регулирование.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в вышеуказанном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней.
Согласно п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 226, применение при расчетах с потребителями (покупателями) энергии пониженных (льготных) тарифов (цен) допускается только при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с МАП России, в котором указываются конкретные потребители (группы потребителей), имеющие льготы по тарифам (ценам), основания для предоставления льгот и источник компенсации льгот.
Если государственное унитарное предприятие планирует производить отпуск тепловой энергии отдельной категории потребителей по более низким относительно предельного уровня тарифам, то региональная энергетическая комиссия должна установить фиксированные, экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию в рамках предельных тарифов, установленных ФЭК России.
Если отпуск тепловой энергии определенной категории потребителей осуществляется по более низким тарифам относительно их фиксированного уровня, установленного региональной энергетической комиссией без согласования в установленном порядке с МАП России, то данный факт, по нашему мнению, должен рассматриваться как нарушение требований п. 13 ст. 40 НК РФ, приводящее к занижению выручки от реализации оказываемых организацией услуг для целей налогообложения прибыли.
О.В. Светлова,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
1 апреля 2004 г.
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1