Сборы за пользование биологическими ресурсами
Новые налоговые сборы за пользование объектами водных и других биологических ресурсов установлены главой 25.1 части второй НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2004 г. Необходимость принятия этой главы была вызвана тем, что ранее вопросы взимания платы за пользование биоресурсами регулировались несколькими законами, которые носили рамочный характер (законы о животном мире, об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации).
Основные поступления ожидаются от сбора за пользование водными биологическими ресурсами (далее - ВБР) - всего 9,5 млрд руб. (см. Федеральный закон от 23.12.03 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год"). Обратим внимание, что до введения главы 25.1 было запланировано получение свыше 14 млрд руб. от платы за пользование ВБР, включая поступления от реализации квот на их вылов (см. Федеральный закон от 24.12.02 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"). Однако порядок направления в бюджет средств от реализации квот на платной основе через аукционную систему все же значительно отличается от ныне действующего порядка исчисления и внесения сборов. И пока трудно оценить реальный налоговый потенциал рыбной отрасли.
Суммарный биоресурсный потенциал российского рыболовства оценивается на уровне 9-10 млн т в год. При этом объем добычи рыбы и других водных биоресурсов с 1991 по 2000 г. сократился с 8,3 до 4,2 млн т, т.е. почти вдвое. Наиболее значительно сократился вылов в экономических зонах иностранных государств и в открытых районах мирового океана. При наличии неиспользуемого потенциала ВБР в стране около 30% потребляемых рыбных товаров обеспечивается за счет импорта. Хотя Россия и является одним из ведущих рыбопромышленных государств и занимает шестое место в мире по уловам рыбы и других ВБР.
Океаническое рыболовство обеспечивает около 90% вылова (добычи) водных биологических ресурсов. Доля вылова во внутренних водоемах составляет около 8% (около 300 тыс. т в год). При этом производство продукции пресноводной аквакультуры сократилось за последнее десятилетие в 3,5 раза. В то же время запасы многих видов ВБР не осваивались в полном объеме (сельдь, сайра, кальмары и др.). В водных экосистемах происходило замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными или видами, не имеющими промыслового значения.
В Концепции развития рыбного хозяйства (см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 2.09.03 г. N 1295-р) было отмечено, что за последние 10 лет так и не удалось создать нормативную правовую базу, необходимую для эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами. Для исправления ситуации в отрасли Концепцией предусмотрено несколько мер, в том числе введение на первом этапе (2003-2005 гг.) в полном объеме платы за пользование ВБР в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Сборы установлены за пользование объектами животного мира и за пользование объектами ВБР. Эти сборы имеют между собой существенные различия. Например, к объекту обложения в одном случае отнесены рыба и другие ВБР, а в другом - охотничьи виды животных. Соответственно речь идет о разных категориях плательщиков данных сборов.
Для признания пользователя биоресурсами плательщиком во всех случаях необходимо наличие лицензии на данный вид деятельности. При этом в сферах рыболовства и охоты применяется различный порядок лицензирования деятельности плательщиков сборов. Есть также определенные отличия в порядке расчетов сумм сборов и их уплаты. Все это привело к необходимости почти в каждой статье главы 25.1 НК РФ конкретизировать порядок применения ее норм отдельно по двум видам сборов. Такая структура главы 25.1 нередко приводит к некоторой путанице, так как отдельные ее положения, относящиеся, например, только к сбору за пользование объектами животного мира, ошибочно относят и к сбору за пользование ВБР.
Учитывая это, в настоящей работе особенности исчисления вновь введенных сборов рассмотрены для удобства не в порядке постатейного комментария к главе 25.1, а комплексно по каждому виду сбора.
Сбор за пользование ВБР
Плательщиками признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование ВБР практически во всех акваториях Российской Федерации, а также находящиеся под ее юрисдикцией, при пользовании которыми плательщики обязаны вносить сбор за право осуществления добычи ВБР. Ранее при аукционной системе распределения квот на аукционы выставлялись только морские виды ВБР, и в основном те из них, которые пользовались повышенным спросом. Остальная часть распределялась бесплатно между заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории России, или реализацию продукции внутри страны. Обратим внимание, что в соответствии с данной главой платить придется за лов не только морских, но и пресноводных ВБР, хотя они и занимают весьма незначительную долю в общем объеме допустимого объема добычи водных биоресурсов.
Как указано выше, для признания хозяйствующего субъекта плательщиком сбора за пользование ВБР (см. ст. 333.1 НК РФ) необходимо наличие у него лицензии. Право осуществлять выдачу и аннулирование лицензий (разрешений) на промысел ВБР ранее было закреплено за Госкомрыболовством России Положением о Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.09.03 г. N 557, и Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.95 г. N 967.
Учитывая, что порядок исчисления указанных сборов напрямую связан с количеством используемых биоресурсов и их видами, указываемыми в лицензиях и разрешениях, следует обратить внимание на то, что в порядок лицензирования организаций в этой сфере деятельности будут внесены существенные изменения в связи с проводимой реформой федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента Российской Федерации от 9.03.04 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"). Так, Госкомрыболовство России, в функции которого входило осуществление лицензирования деятельности, связанной с промышленным и любительским рыболовством, преобразовано в Федеральное агентство по рыболовству. Данное агентство вошло в состав Минсельхоза России. В свою очередь это министерство, ранее непосредственно осуществлявшее лицензирование пользования объектами животного мира, тоже претерпевает изменения в этой части в соответствии с новыми полномочиями, установленными для федеральных министерств.
Заметим, что в соответствии с п. 24 Указа N 314 право осуществлять лицензирование деятельности может быть предоставлено федеральному министерству или федеральному агентству (до изменения законодательных актов, регулирующих этот процесс) решением Правительства Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на то что право на лицензирование соответствующей деятельности было предоставлено Госкомрыболовству России и Минсельхозу России нефедеральными законами, для подтверждения полномочий нового Минсельхоза России в этой сфере необходимо соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации.
В ст. 333.3 НК РФ указано, что обложению подлежат объекты ВБР по перечню, приведенному в главе 25.1. Также оговорено, что к данным объектам отнесены те из них, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии (разрешения). Таким образом, сбор взимается не за все виды добываемых ресурсов, а только поименованных в указанном выше перечне и лицензии (разрешении).
Ставки сбора установлены более чем за 100 видов ВБР, включая несколько видов морских млекопитающих. Виды ВБР разделены по конкретным бассейнам. Кроме того, в перечне ВБР несколько раз упоминаются "прочие объекты водных биологических ресурсов", что означает значительное увеличение общего количества биоресурсов, добываемых за плату.
Сейчас сложно определить, насколько приемлемыми являются утвержденные рассматриваемой статьей размеры ставок сбора для рыбопромысловых и иных хозяйствующих субъектов рыбной отрасли. Сопоставление мнений представителей налоговых и финансовых органов с доводами работников рыбной отрасли показало, что здесь могут применяться совершенно разные подходы и критерии. В целом, на наш взгляд, нормы вновь введенной главы 25.1 по сравнению с ранее действовавшей аукционной формой распределения квот на вылов ВБР носят более объективный характер. Напомним, что к аукционам допускались участники, вообще не располагающие каким-либо флотом и другими орудиями лова (т.е. не входящие в систему хозяйствующих субъектов рыбной отрасли). Другим отрицательным моментом являлось то, что победителем считался участник, предложивший наивысшую цену во время проведения торгов. При этом практически не учитывались экономические интересы других хозяйствующих субъектов в рыбной отрасли.
При использовании ВБР в некоторых случаях применяется нулевая ставка. Это касается, в частности, использования ВБР в целях регулирования видового состава объектов ВБР и их воспроизводства, изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях (подробнее см. п. 6 ст. 333.3 НК РФ). В связи с этим целесообразно отметить, что исходя из задач, поставленных перед отраслью на ближайшее время, объемы квот на вылов (добычу) ВБР для использования в научно-исследовательских целях предполагается уменьшить на величину квот, выделяемых для проведения в районах традиционного промысла контрольного лова отдельных видов ВБР, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке. Контрольный лов в этих районах должен осуществляться с участием специализированных научных организаций в пределах установленных промышленных квот на вылов (добычу) ВБР.
При этом предусматривается, что квоты на вылов (добычу) ВБР в научно-исследовательских и рыбоводных целях должны использоваться для проведения ресурсных исследований и контрольного лова в районах, запрещенных для промышленного рыболовства, тех видов ресурсов, которые не осваиваются либо промышленный промысел которых запрещен, для изучения анадромных видов рыб в морской период их жизни, для целей воспроизводства. Эти квоты должны осваиваться также специализированными научно-исследовательскими и рыбоводными организациями.
Рассматривая другие льготы, отметим, что ставки сбора за каждый объект ВБР для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций устанавливаются в размере 15% ставок сбора.
Для признания российских рыбохозяйственных организаций градо- и поселкообразующими необходимо одновременное выполнение условий:
численность работающих в организации с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 г. не менее 5 лет;
организации должны эксплуатировать только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда;
организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
объем реализованной организациями рыбной продукции и (или) выловленных объектов ВБР должен составлять в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.
Пониженная ставка сбора применяется в отношении только того объема промышленных квот, который не превышает годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 г. Напомним, что в 2001 г. распределение промышленных квот осуществлялось на основе распоряжения Правительства Российской Федерации. Промышленные квоты на вылов (добычу) ВБР на 2001 г. выделялись субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории Российской Федерации.
Таким образом, соответствующие рыбопромысловые предприятия и другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие лов в 2001 г. ВБР, при заполнении формы сведений о суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов в текущем году, должны представить документы, подтверждающие получение ими квот на вылов водных биоресурсов именно в 2001 г. К числу этих документов относятся лицензии (разрешения), оформленные в тот период, а также приказы Госкомрыболовства России о закреплении квот за соответствующими пользователями.
Порядок исчисления и уплаты сбора предусматривает, что сумма сбора определяется в отношении каждого объекта ВБР как произведение соответствующего количества объектов биоресурсов и установленной ставки. Как указывалось выше, практически все ставки установлены в рублях за 1 т биоресурсов. Только по морским млекопитающим - в рублях за одно животное. Поэтому расчет суммы сбора осуществить достаточно просто.
Отметим, что порядок уплаты сбора за пользование ВБР отличается от сбора за пользование объектами животного мира тем, что в первом случае плата вносится в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. При этом уплата разового взноса производится сразу же при получении лицензии (разрешения), а оставшаяся сумма сбора определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса. Эта оставшаяся сумма уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) ежемесячно не позднее 20-го числа.
Здесь целесообразно пояснить, что означает "в течение всего срока действия лицензии (разрешения)". Дело в том, что лицензия на промышленное рыболовство выдается, как правило, на несколько лет. Форма этого разрешительного документа составлена таким образом, что устанавливает только право на эту деятельность. Поэтому получение такой лицензии не означает, что хозяйствующий субъект будет осуществлять лов ВБР во все промысловые сезоны в течение всего пятилетнего срока и соответственно вносить все это время суммы сбора. Плата будет вноситься им только при получении нового ежегодного разрешения на вылов, где указываются районы промысла, конкретные виды ВБР и их количество, орудия лова, сроки действия разрешения и некоторые другие данные.
Контроль за правильностью исчисления сбора осуществляется налоговыми органами исходя из представленных этим органам сведений о выданных лицензиях (разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате по каждой лицензии (разрешению), и некоторых других данных. Эти сведения представляются лицензирующими органами и непосредственно пользователями биоресурсами (см. ст. 333.6 и 333.7 НК РФ).
Сбор за пользование объектами животного мира
Плательщиками сбора являются все организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что повышенные ставки сбора за пользование при отсутствии лицензии не применяются. Таким образом, в случае безлицензионного пользования к плательщику применяются нормы административного законодательства как к нарушителю правил природопользования.
Сбором облагаются те объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии (разрешения). Перечень соответствующих видов животных, а также ставки сбора за пользование объектами животного мира даны в п. 1 ст. 333.3 НК РФ. Таковых представителей животного мира (по количеству их видов) немного, и в их число входят практически только те животные, которые отнесены к объектам охоты.
Сравнивая ныне действующие ставки сбора с прежними ставками платы (см. постановление Правительства Российской Федерации от 4.01.2000 г. N 1 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено"), целесообразно отметить, что прежние ставки были установлены (в МРОТ) как за одно животное, так и в целом за всю группу животных. При этом Правительством Российской Федерации были утверждены только предельные размеры ставок платы, а конкретные ставки утверждались исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с главой 25.1 ставки сбора являются окончательными и утверждены только за одно животное.
Размеры новых ставок в зависимости от вида животного превышают прежние в 2-10 раз.
Льгот при исчислении сбора несколько. В частности, применяется нулевая ставка сбора, если пользование осуществляется в целях:
а) охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;
б) изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При изъятии в целях, указанных в п. "а", необходимо представить обоснование для получения права не вносить плату путем указания в соответствующих сведениях ставки 0%. По нашему мнению, это можно сделать только при представлении в налоговые органы данных как о видах и объемах (количестве) объектов животного мира, разрешенных к изъятию, так и об условиях пользования животным миром. В форме долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира (см. совместный приказ Минсельхоза России и Госкомэкологии России от 22.06.98 г. N 378/400) предусмотрено, что условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, являются неотъемлемой частью лицензии (т.е. эти условия обязаны прилагаться к ней). Соответственно в приложениях к лицензии должно быть зафиксировано, что определенные виды животных (и их конкретное количество) используются именно на те цели, при которых правомерно применять ставку в размере 0%.
Для применения ставки 0% при изъятии животных в целях, указанных в п. "б" (т.е. для изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях), также следует подтвердить такое их целевое использование путем представления соответствующих лицензий (разрешений) с необходимыми приложениями.
Кроме того, сбором не облагаются объекты животного мира, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. По нашему мнению, речь идет именно о перечне видов биоресурсов, пользование которыми осуществляется определенными категориями граждан для удовлетворения своих личных нужд. При этом право бесплатного пользования будет распространяться не на весь объем добываемых видов животных, поименованных в данном перечне. Так, ст. 333.2 НК РФ предусмотрено, что лимиты использования соответствующих биоресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, чтобы указанные категории лиц могли бесплатно пользоваться определенными видами биоресурсов, необходимо иметь два документа, один их которых утверждается Правительством Российской Федерации, а другой - региональным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом каждый региональный орган, утверждающий данный документ, должен будет согласовать свой акт с Минсельхозом России. Порядок отнесения граждан Российской Федерации к представителям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока установлен Федеральным законом от 19.06.96 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (в ред. от 2.01.2000 г. N 30-ФЗ). Отметим, что постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г. N 402 утвержден перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).
Порядок исчисления и уплаты сбора предусматривает, что сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира на установленную ставку сбора. Исчисленная сумма сбора уплачивается одновременно с получением лицензии (разрешения) на пользование животными, т.е. до начала охоты или иного пользования конкретным объектом животного мира (такой же порядок существовал и раньше).
Плательщики - физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей) уплату сбора производят по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение), организации и индивидуальные предприниматели - по месту своего учета. В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации вся сумма сбора за пользование объектами животного мира в полном объеме поступает в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, при внесении соответствующих сумм сбора физическими лицами обеспечивается прямое поступление платы в бюджет того субъекта Российской Федерации, где, собственно, и происходит пользование объектами животного мира. С организациями и индивидуальными предпринимателями ситуация несколько иная, поскольку они вносят сбор по месту своего учета. А на учет они могут быть поставлены не там, где осуществляется пользование объектами животного мира.
В связи с этим может возникнуть недополучение части платы бюджетами тех регионов, где осуществляют соответствующую деятельность организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в другом субъекте Российской Федерации. В связи с этим, на наш взгляд, следует прекратить выдачу разрешительных документов соответствующим территориальным органом Минсельхоза России тем заявителям, которые не состоят на учете в данном регионе.
Налоговый и административный контроль
за пользованием биоресурсами
Контроль налоговых органов за правильностью исчисления рассматриваемого сбора, как и сбора за пользование ВБР, заключается в проверке представляемых сведений как лицензирующими органами (ст. 333.6 НК РФ), так и самими плательщиками (ст. 333.7 НК РФ). Так, предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели не позднее 10 дней с даты получения соответствующей лицензии (разрешения) на пользование соответствующими объектами животного мира представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов. Практически это тот же набор сведений, которые представляют в налоговые органы лицензирующие органы (ст. 333.6), плюс данные о суммах фактически уплаченных сборов. При этом налоговые органы могут провести сверку полученных сведений от плательщиков с данными лицензирующих органов и выявить те или иные расхождения. Указанная проверка, по существу, является основным видом контроля за правильностью исчисления платежной базы и своевременностью внесения суммы сбора.
Заметим, что главой 25.1 не предусмотрено представление каких-либо сведений от физических лиц. Это означает, что какой-нибудь пользователь, будучи предпринимателем или представителем какой-либо организации, может приобрести индивидуальную лицензию как физическое лицо. И в этом случае он не должен отчитываться перед налоговым органом о своей деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира. Таким образом, налоговому органу остается только полагаться на информацию о данном физическом лице, представленную о нем лицензирующим органом.
По истечении срока действия лицензии (разрешения) организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям), выданным уполномоченным органом. Соответственно если эта лицензия была выдана на физическое лицо, то ни о каком возврате или зачете речи не идет. Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира осуществляется в порядке, установленном главой 12 НК РФ при условии представления документов, перечень которых должен быть утвержден МНС России.
В заключение следует сказать об ответственности за нарушения в порядке пользования биоресурсами. Плательщиками соответствующих сборов являются организации и физические лица, имеющие соответствующие лицензии на право пользования определенными видами биологических ресурсов. Таким образом, получается, что при безлицензионном пользовании биологическими ресурсами сборы не вносятся. Рассмотрим финансовые санкции, которые могут быть применены к нарушителю установленных правил лицензирования добычи биоресурсов.
Напомним, что КоАП РФ от 30.12.01 г. N 195-ФЗ (в ред. от 11.11.03 г. N 144-ФЗ) предусмотрено, что при пользовании объектами животного мира без разрешения (лицензии), если наличие такого разрешения (лицензии) является обязательным, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ. Аналогичные меры применяются при пользовании объектами животного мира с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) согласно ст. 7.11 КоАП РФ. Статьей 8.37 КоАП РФ также предусмотрено наложение соответствующих административных штрафов за нарушение правил пользования объектами животного мира, в том числе за нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных кроме рыбы ВБР. Возможна конфискация орудий добывания животных.
Аналогичные меры воздействия предусмотрены Федеральным законом от 24.04.95 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (в ред. от 11.11.03 г. N 148-ФЗ). Так, ст. 56 этого Закона установлено, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. Если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, то оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.
Необходимо обратить внимание также на следующее. На практике нередко выявляются факты не только браконьерского промысла, но и реализации по договорам незаконно добытой продукции морского и иного промысла. В соответствии со ст. 56 Закона N 52-ФЗ все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными (по данному вопросу см. также ст. 168, 169 и 173 ГК РФ). Незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. А при невозможности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыскивается ее стоимость (ст. 59 Закона N 52-ФЗ).
В.В. Ершов,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а