Маркетинг для налоговиков
Зачастую предприятия исследуют рынок, прежде чем приступить к продаже товара.
Поэтому маркетинговые услуги в последнее время получили большую популярность.
Также они популярны из-за возможности ухода от налога на прибыль и НДС.
Подмосковные чиновники высказали свою позицию по учету маркетинговых затрат в письме от 29 марта 2004 г. N 04-23/06243.
Ничего принципиально нового чиновники не сообщили. Они перечислили условия, при которых возможно отнесение затрат в состав расходов. По НДС ограничились ссылкой на 21-ю главу Налогового кодекса. Основное, на что обращали внимание налоговики, - ответственность за использование схем ухода от налогов при помощи затрат на исследования рынка. Это понятно. Маркетинговые затраты можно легко списать на расходы. Возместить НДС. Доказательством экономической обоснованности и документального подтверждения затрат служит договор, отчет маркетинговой организации и акт выполненных работ. Согласитесь, в отчете можно написать что угодно. Составить акт тоже труда не составит. Все зависит от того, что будет в них написано.
Налоговики в первую очередь будут обращать внимание именно на них. Чиновники могут посчитать, что сведения, содержащиеся в отчете, фирме были не нужны для своей деятельности. Тогда придется судиться и за налог на прибыль, и за НДС. Ведь налоговики просто вычеркнут маркетинговые затраты из налоговой базы. Поэтому к разбирательству в суде или к налоговой проверке надо подготовиться.
Во-первых, в кодексе нет определения "маркетинговые расходы". Тем не менее подпункт 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса позволяет относить на расходы затраты, связанные с исследованием конъюнктуры рынка. То есть можно составить договор на исследование рынка для повышения спроса на свою продукцию или на исследование рынка для выпуска новой продукции.
Кстати, сюда можно включить и исследования, связанные с приобретением имущества, которое будет использовано для производства продукции. Все такие исследования должны быть направлены именно на получение прибыли от вашей деятельности. То есть расходы на исследования санаториев для отпуска сотрудникам, сами понимаете, налоговики "зарубят" сразу. В договоре с фирмой, которая будет исследования проводить, лучше слово "маркетинг" не употреблять. Пишите четко фразы, упомянутые в кодексе. Это добавит вам аргументов.
Во-вторых, необходимы результаты работы. Обычно это отчет или презентация. Если они будут содержать четкую, полную и своевременную информацию, у судей или налоговиков вопросов в обоснованности расходов не возникнет.
Так что брать прошлогодний отчет у другой фирмы не стоит. В договоре же следует четко прописать, какие исследования будут проводиться, каким способом и за какой срок. Соответственно в отчете отразятся результаты по каждому такому способу или этапу.
В-третьих, исследовать надо те товары, которые действительно будут продаваться в дальнейшем. То есть налоговые инспекторы могут посчитать исследования не давшими положительного результата, экономически не обоснованными. Тут против них два аргумента. Можно доказать налоговикам, что исследование как раз для того и проводилось, чтобы узнать, можно ли продать тот или иной товар. К тому же Налоговый кодекс не содержит ограничений на исследования, которые не принесли положительного эффекта.
Напомним, если вы проводили исследования товара, продажа которого намечена на более поздние отчетные периоды, то учесть в бухучете их надо как расходы будущих периодов. В налоговом же учете на расходы отнести их можно сразу.
К. Самсуев
"Московский бухгалтер", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007