Упрощенец-посредник
Как известно, у фирм и предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, существует лимит выручки, превысить который они не могут.
Он составляет 15 миллионов рублей. А если упрощенец является посредником или агентом, надо ли ему учитывать в качестве дохода поступления в кассу от покупателей?
Свое мнение по этому вопросу Минфин выразил в письме от 28 апреля 2004 г. N 04-03-11/67. Мнение чиновников таково. При применении организацией упрощенки в составе доходов учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав (п. 1 ст. 346.15 НК). Доходы, предусмотренные статьей 251 кодекса, упрощенцы для расчета единого налога не учитывают.
К ним как раз относятся денежные средства, поступившие комиссионеру или агенту в связи с исполнением обязательств по договору комиссии или агентскому договору (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК).
Значит, выручка от продажи комиссионных товаров у упрощенца учитываться не будет. Фирма и предприниматель зачтут в доход только сумму комиссионного вознаграждения.
Но тут есть исключение. Упрощенец-комиссионер может получить от сделки дополнительные доходы. То есть он может продать товар выше цены, указанной в договоре с комитентом. Такой доход будет признаваться для упрощенца безвозмездно полученным. То есть он учтет его как внереализационный доход. Соответственно он попадает в налогооблагаемую базу.
Свои доходы и расходы упрощенец должен отразить в книге учета доходов и расходов. Доходы и расходы необходимо отразить как в общей сумме, так и в сумме, которая учитывается при налогообложении, в четвертой и пятой графах соответственно. Фиксировать суммы независимо от того, влияют они на налог или нет, должны только фирмы. Предприниматель-комиссионер это делать не обязан.
Комитент-упрощенец
Если на упрощенке находится комитент, то сумму агентского вознаграждения он включить в расходы не сможет. Перечень расходов для него поименован в статье 346.16 Налогового кодекса и является закрытым. Вознаграждений комиссионеру там не предусмотрено. Поэтому советуем поступить следующим образом.
Выручка от продажи товаров должна поступить комитенту уже без агентского вознаграждения. В таком случае комитенту не придется его перечислять комиссионеру. Соответственно облагать налогом надо будет только фактически полученные на расчетный счет суммы. А они уже будут без награды комиссионеру. Естественно, в этом случае деньги от покупателей сначала должны поступать агенту. Так что не забудьте отметить такие условия в договоре.
Мнение юристов по этому поводу таково. Если комитент является плательщиком НДС, то комиссионеру надо выписать счет-фактуру покупателю. При этом агенту на упрощенке не придется перечислять НДС в бюджет по выставленным счетам-фактурам. Ведь любой комиссионер продает товар, который принадлежит комитенту. И деньги, полученные за эту продукцию, являются выручкой именно комитента.
Выписывать счета-фактуры покупателям ему приходится по следующим основаниям. Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности, или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера.
Фактически покупателем или продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионер выступает как посредник. Поэтому он должен выполнить за комитента его обязанность по начислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю. Комиссионер выставляет покупателю счета-фактуры от своего имени. Затем он передает копии этих бумаг комитенту. А комитент уже начисляет НДС, платит его в бюджет и выписывает счет-фактуру посреднику.
А. Михайловский
"Московский бухгалтер", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007