"Налоговая реформа: и нашим и вашим"
(интервью с Ю. Васильевым, председателем комитета
Государственной Думы по бюджету и налогам)
Нынешнюю задачу председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Юрия Васильева легкой не назовешь - он должен адаптировать налоговую систему к реальной жизни. Сейчас в комитете идет работа над правительственными законопроектами, посвященными налоговой реформе. Какой она будет, председатель рассказал нашему корреспонденту.
- Юрий Викторович, что это за налоговая реформа? Зачем она нужна?
- Начну с методологии нынешней налоговой реформы. Все мы, депутаты комитета Госдумы по бюджету и налогам, считаем, что главное в ней - уменьшить налоговое бремя производителя. Нельзя отделить работу с налогоплательщиками от сбора поступлений в бюджет.
В последние годы было достаточно примеров. Допустим, снижается ставка какого-либо налога. Моментально увеличиваются поступления от него в казну. Сейчас важно, чтобы российские производители уходили от "черных", "серых" и тому подобных "цветных" схем уплаты налогов, чтобы знали одну - "белую".
Нормальная схема налоговых отчислений возможна, если бремя налогообложения перестанет быть бременем. Поэтому наш комитет считает, что налоги нужно снижать.
- Какие положения будущей реформы наиболее "революционны" и вместе с тем привлекательны для нашей страны?
- Принят Федеральным Собранием и подписан президентом Закон "О внесении изменений в статью 3 Закона "О таможенном тарифе". В нем сказано об увеличении рентной составляющей при налогообложении добычи и транспортировки нефти. Средства, поступившие в казну благодаря введению этого налога, полностью пойдут на социальную сферу.
Не менее важен законопроект "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Он просто необходим для малого бизнеса. Речь здесь идет о расширении перечня видов предпринимательства, в отношении которых применяется ЕНВД.
Немалый интерес представляет и документ "О внесении изменения в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса". Он предлагает применить льготное налогообложение оборота натуральных вин, что может принести в государственный бюджет как минимум 16 миллиардов рублей.
К работе во втором чтении готова глава Налогового кодекса "О водном налоге".
Ожидается внесение правительством проектов глав Налогового кодекса о земельном налоге и налоге на имущество предпринимателей.
Подарком для российских граждан станут положения новой главы о налоге на наследование и дарение, принятие которых также планируется на весеннюю сессию Госдумы. Налогообложение унаследованного и подаренного имущества существенно смягчится, а прямые наследники будут вовсе освобождены от налогов. В комитете этот закон уже принят во втором чтении.
Что касается социальной политики комитета, то изменения планируются в статью 217 Налогового кодекса. Это освобождение от налога на доходы физических лиц призов, полученных спортсменами-инвалидами на международных соревнованиях. Также будут внесены дополнения в главу 29 части второй кодекса. Постановка на учет игорного бизнеса будет проходить по местонахождению объектов налогообложения. Это, надеюсь, пополнит местные бюджеты.
- Каковы стратегические направления деятельности комитета?
- Основное - ориентация на расширение бюджетной самостоятельности и ответственности регионов. Комитет должен четко понимать возможности федерального бюджета, выделять приоритеты в расходах и уметь "предсказывать" формирование бюджетов всех уровней. В этой области готовится несколько важных законопроектов, которые должны распределить доходные источники между бюджетами различных уровней. Должны подтвердить и финансовую самостоятельность регионов и городов.
- Какова структура вашего комитета?
- У него семь подкомитетов: по налогам, по бюджету, по взаимодействию со Счетной палатой, по аудиту и бухгалтерскому учету, по кредитным отношениям, по взаимодействию с Центробанком и по закрытым статьям. Сейчас комитет сформирован и работает без замечаний со стороны руководства Думы, правительства, президента и даже с опережением плана. Работу строим открыто: на все заседания комитета могут прийти представители СМИ, депутаты из других комитетов, члены правительства, министерские работники. Структуру комитета расширять и пересматривать не собираемся - практика показывает, что она оптимальна.
- Насколько напряженна весенняя сессия?
- Комитет рассмотрел 45 законопроектов по налоговой тематике и 31 - посвященный бюджету. Весь май был занят разработкой поправок в Бюджетный кодекс о регулировании межбюджетных отношений и подготовкой их ко второму чтению. В июне намерены добиться принятия поправок в главу 21 Налогового кодекса - снизить ставку налога на добавленную стоимость.
Кстати, уже началась подготовка к формированию трехсторонней комиссии по подготовке бюджета на 2005 год. Комитет продумывает структуру и механизмы федерального бюджета.
- Какие будут изменения в 25-й главе Налогового кодекса и в порядке налогообложения ЕСН?
- Вносить существенные изменения в 25-ю главу мы пока не планируем, хотя возможны поправки технического характера. Судя по 2003 году, поступления по налогу на прибыль превышают плановые показатели. Сбор налогов в апреле 2004 года, по данным МНС, увеличился на 10,6 процента.
Кроме того, налог на прибыль не так давно корректировался, и не хочется преподносить фирмам новые сюрпризы. Слишком частое изменение законодательства не идет на пользу налоговой системе.
Что касается ставок ЕСН, то они слишком высоки, что мешает работодателям легализовать заработную плату. Законопроект о снижении максимальной ставки ЕСН с действующих 35,6 до 30 процентов принят в первом чтении еще Думой третьего созыва.
Правительство предлагает доработать его ко второму чтению, снизив максимальную ставку до 26 процентов и увеличив размер суммы, с которой начинается регрессия, со 100 до 300 тысяч рублей. Концептуально снижение ставки ЕСН Госдума уже поддержала, так как основная ее идея - стимулирование вывода доходов "из тени".
Сейчас мы должны проанализировать расчеты и оценить последствия снижения налоговой нагрузки на величину выплат в фонды социального и медицинского страхования. Ведь снижение ЕСН приведет к уменьшению доходов бюджета на 200-240 миллиардов рублей, что составляет 13-27 процентов расходов Пенсионного фонда в нынешнем году.
- Действительно ли перечень предпринимателей, имеющих право на обложение ЕНВД, будет расширен?
- В "идеологии" ЕНВД новый Налоговый кодекс ничего не изменил. По-прежнему этот налог платят представители тех сфер бизнеса, которые с трудом поддаются государственному администрированию. Где проще установить некие суммы выплат, чем отслеживать всю финансовую деятельность предприятия.
Подавляющее большинство субъектов малого бизнеса работает по вмененке и упрощенке. Поэтому когда мы поймем, что какая-то сфера бизнеса не контролируется или с трудом контролируется государством, тогда и поставим вопрос о переводе ее на ЕНВД. Возможен и обратный процесс, когда какой-то вид деятельности исключается из перечня, облагаемого ЕНВД: он уже настолько окреп, что подлежит налоговому контролю в обычном порядке. Никто не назовет вам точной даты расширения списка имеющих право на вмененку, это процесс текущий.
- Будет ли увеличена ставка НДФЛ?
- Действующая налоговая ставка с доходов граждан в 13 процентов, на мой взгляд, один из серьезных результатов налоговой реформы. Она не должна меняться, по крайней мере, еще десять лет, пока не изменится экономическая ситуация и не возрастут реальные доходы граждан.
То, что сейчас правительство готовит законопроект о налоге на имущество физических лиц, в том числе на недвижимость, вызвано стремлением выровнять налоговую нагрузку в обществе. Сейчас получается так, что владельцы дорогостоящих квартир в домах постройки прошлого века платят значительно меньший налог, чем собственники стандартных квадратных метров в панельных застройках.
Однако при обсуждении таких предложений депутаты обязательно предусмотрят возможность защиты малообеспеченных граждан - предоставление им налогового вычета с социальной нормы жилья и других налоговых льгот.
- Расскажите, как вы стали председателем одного из ведущих комитетов?
- По образованию я экономист. Окончил экономический факультет ростовского университета. Кандидатскую диссертацию защищал в Ленинграде. Затем - докторскую по региональной экономической политике.
В практической работе сталкивался с проблемами банков, налогов, формированием бюджетных средств. Финансовые проблемы решал, будучи главой администрации города Пятигорска, затем стал депутатом Государственной Думы Ставропольского края, где возглавлял бюджетный комитет. А потом и председателем Счетной палаты Ставропольского края.
- Легко ли быть руководителем такого уровня, как вы?
- Конечно, нет. Ответственность огромная. Представьте, в комитете - 52 депутата, каждый - личность. В составе комитета министры, заместители председателей правительств, руководители субъектов федерации в рангах заместителей губернаторов, руководители крупных городов. Все пришли со своей инициативой, со своими интересами. Все так и горят желанием принести пользу людям. И кто их осудит, если ратуют за свой регион, где избирались?
Российские регионы - это особый, больной вопрос, я не могу объяснить, почему одни города развиваются, становятся донорами, а другие вечно ждут бюджетной дотации... Необходимы большой такт и выдержка, чтобы руководить такой структурой, от которой зависит будущее страны.
- Если бы вам предложили лично реформировать налоговую систему, что бы вы в ней изменили?
- Постарался бы сделать ее проще, более прогнозируемой и предсказуемой для товаропроизводителя. Прекратил бы налоговые "сюрпризы" каждый год.
"Московский бухгалтер", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007