Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 апреля 2004 г. N КА-А40/2470-04
(извлечение)
Государственное унитарное предприятие Дирекция единого заказчика Мещанского района (далее - ГУП ДЕЗ Мещанского района) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным требования Инспекции МНС России N 2 по Центральному административному округу г. Москвы об уплате налога N 410 от 17.07.2003 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2003 г. заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность уплачивать налог на землю за пользование землями, находящимися под зданиями и сооружениями, отраженными на балансе ГУП ДЕЗ Мещанского района, поскольку в силу Закона РФ "О плате за землю" балансодержатели не являются плательщиками данного налога.
Также суд указал, что требование N 410 выставлено с нарушением срока, установленного ст. 70 Налогового Кодекса Российской Федерации, и оформлено с нарушением требований ст. 69 НК РФ, поскольку из него не следует наличие у организации недоимки и не указаны основания ее возникновения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность решения суда проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, который просит судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленного Предприятием требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, повлекшее принятие неправильного судебного акта.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие у него возможности ознакомиться с доказательством, представленным ГУП ДЕЗ Мещанского района, а именно - Постановлением Правительства г. Москвы N 868 от 16.09.2003 г. до начала судебного разбирательства, ввиду допущенной Предприятием технической ошибки в номере данного акта при ссылке на него в заявлении в суд.
По мнению налогового органа, отсутствие в хозяйственном ведении ГУП ДЕЗ Мещанского района зданий и сооружений, числящихся на его балансе, в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства г. Москвы, не может являться основанием для неуплаты налога.
В данной жалобе Инспекция не оспаривает выводы суда в отношении признания недействительным требования N 410 по иным видам налогов и взносам, что подтверждается отсутствием в кассационной жалобе соответствующих доводов.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы. Представитель ГУП ДЕЗ Мещанского района возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебном акте.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, здания и расположенные под ними земельные участки, находящиеся на балансе ГУП ДЕЗ Мещанского района, являются муниципальной собственностью.
ГУП ДЕЗ Мещанского района не исчисляло и не уплачивало земельный налог с земельных участков, находящихся под жилым и нежилым фондом, ввиду того, что ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено обязанность по уплате земельного налога балансодержателем имущества.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, поддержал приведенную позицию Предприятия, указав, что Инспекция не представила доказательств передачи Предприятию вещных прав на здания.
Кассационная инстанция, соглашаясь с судом, исходит из функций организаций и предприятий-балансодержателей, предусмотренных п. 7 Постановления Правительства г. Москвы N 868 от 16.09.1993 г. "О порядке управления недвижимостью (зданиями, сооружениями, нежилыми помещениями) в г. Москве", из которого следует, что балансодержатели отвечают за содержание, эксплуатацию, ремонт и восстановление зданий и сооружений, относящихся к государственной (муниципальной) собственности г. Москвы.
Следовательно, в обязанности ГУП ДЕЗ Мещанского района входит техническое обеспечение эксплуатации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Кроме того, пунктом 4 названного постановления закреплены исключительные полномочия Комитета по управлению имуществом Москвы (Москомимущества), который является арендодателем при сдаче в аренду городской собственности (зданий, сооружений, нежилых помещений) и организаций, их структурных единиц, филиалов, отделений и других обособленных подразделений предприятий и является правопреемником по всем ранее заключенным договорам аренды, в том числе с правом выкупа.
Таким образом, анализ положений Постановления Правительства г. Москвы N 868 от 16.09.1993 г. в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что организации и предприятия балансодержатели не наделены правомочиями, присущими плательщикам земельного налога в силу ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" и п. 1 Инструкции ГНС РФ N 29 от 17.04.1995 г. "По применению закона РФ "О плате за землю".
Судом установлено, что в данном случае недвижимое имущество (здания и расположенные под ними земельные участки), находящиеся в муниципальной собственности, ГУП ДЕЗ Мещанского района на праве хозяйственного ведения не передавалось, отсутствует решение собственника о передаче зданий в хозяйственное ведение заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ, при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт. По данному делу оспаривается требование Инспекции об уплате налога, однако налоговым органом не представлено документального подтверждения факта передачи объектов жилого и нежилого фонда в хозяйственное ведение Предприятия и на наличие таких доказательств заявитель кассационной жалобы не ссылается.
Из вышеизложенного следует, что ГУП ДЕЗ Мещанского района не осуществляло полномочия собственника, владельца и пользователя земельных участков и расположенных на них зданий, поэтому не может быть признано плательщиком земельного налога по смыслу ст. 1 Закона РФ "О плате за землю", в силу которой собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Кассационная инстанция соглашается с тем, что ГУП ДЕЗ Мещанского района в заявлении допущена опечатка в номере вышеназванного Постановления Правительства г. Москвы N 868. Однако, данное обстоятельство не повлияло на результат рассмотрения судом заявленных требований. Нормы материального права судом применены правильно, фактические обстоятельства спора исследованы в полном объеме.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств и с соблюдением норм действующего законодательства.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27 октября 2003 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-36024/03-87-458 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 апреля 2004 г. N КА-А40/2470-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании