Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 апреля 2004 г. N КГ-А41/2591-04
(извлечение)
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - ОАО "Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Муниципальному образованию Волоколамский район Московской области в лице Администрации Волоколамского района (далее - Муниципальное образование) о взыскании 253.934 руб. 95 коп. в порядке субсидиарной ответственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Территориальная администрация Ярополецкого сельского округа (далее - Территориальная администрация).
Исковые требования заявлены на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что исполнительный лист от 22.03.2001 г. N 8501 по делу N А41-К1-16501/00 о взыскании с Территориальной администрации 253.934 руб. 95 коп. возвращен с актом о невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника имущества и денежных средств, на которые может быть обращено взыскание. Вынесено постановление от 27.09.2002 г. об окончании исполнительного производства. Поскольку Территориальная администрация является учреждением, истец просит взыскать с Муниципального образования, как собственника учреждения, указанную задолженность в порядке субсидиарной ответственности.
Решением от 10 декабря 2003 г. в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суд исходил из того, что Территориальная администрация является территориальной единицей Муниципального образования и структурным подразделением Администрации, а не учреждением. В этой связи основания для взыскания субсидиарной ответственности отсутствуют.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 г. решение оставлено без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов.
На указанные судебные акты истцом - ОАО "Мосэнерго" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и постановления в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права и удовлетворении исковых требований. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что Территориальная администрация является юридическим лицом - учреждением, что подтверждено материалами дела, следовательно его собственник должен нести субсидиарную ответственность в соответствии со статьей 120 ГК РФ. Собственником Территориальной администрации является Муниципальное образование, в связи с чем иск заявлен правомерно и подлежит удовлетворению.
Отзывы на кассационную жалобу от ответчика и третьего лица не представлены.
В судебном заседании представитель истца настаивала на своих требованиях по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Муниципальное образование и Территориальная администрация, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, суд кассационной инстанции находит решение и постановление подлежащими отмене по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением от 10 января 2001 г. по делу N А41-К1-16501/00 с Территориальной администрации в пользу ОАО "Мосэнерго" взыскано 253.934 руб. 95 коп. задолженности за отпущенную электрическую энергию. По указанному делу выдан исполнительный лист от 22 марта 2001 г. N 8501.
Постановлением от 27 сентября 2002 г. исполнительное производство окончено в связи с невозможностью исполнения ввиду отсутствия имущества и денежных средств у Территориальной администрации. Невозможность взыскания подтверждается актом от 26 сентября 2002 г., составленным судебным приставом-исполнителем.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о территориальных администрациях сельских округов, поселков Волоколамского района Московской области, Территориальная администрация является структурным подразделением Администрации района и юридическим лицом, имеющим печать и счет в банке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Территориальная администрация зарегистрирована в качестве юридического лица с организационно-правовой формой муниципального учреждения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31 декабря 2003 г.
Из протокола судебного заседания апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 г. видно, что суд обозревал подлинник указанной выписки от 31.12.2003 г., однако не дал ему должной оценки.
Частью 2 статьи 120 ГК РФ установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со статьей 32 Устава Волоколамского района Московской области в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия, и организации. Согласно пункту 3 статьи 38 Устава в местном бюджете Волоколамского района в качестве составной части предусматриваются сметы расходов территориальных администраций сельских округов и поселков. Финансовые средства сельских округов и поселков состоят из бюджетных средств, получаемых согласно смете расходов, внебюджетных средств, доходов, получаемых из дополнительных источников и расходуемых согласно Положению.
Следовательно, собственником учреждения - Территориальной администрации является Муниципальное образование в лице Администрации Волоколамского района.
При изложенном вывод суда о том, что Территориальная администрация не является учреждением и оснований для применения субсидиарной ответственности не имеется, не соответствует закону.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства дела установлены правильно, суд кассационной инстанции считает необходимым принять новое решение по делу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 10 декабря 2003 г. и постановление от 9 февраля 2004 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К1-19522/03 отменить, иск удовлетворить.
Взыскать с Муниципального образования Волоколамский район в лице Администрации Волоколамского района в пользу ОАО "Энергетики и электрификации "Мосэнерго" 253.934 руб. 95 коп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 апреля 2004 г. N КГ-А41/2591-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании