Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 апреля 2004 г. N КА-А40/2737-04
(извлечение)
ФГУП "Московская железная дорога" Москве обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московской южной таможне, 3 лицам: Центральному таможенному управлению ГТК РФ (далее ЦТУ ГТК РФ), Центральному межрегиональному отделению РФФИ (далее ЦМРО РФФИ) об обязании ответчика освободить контейнеры от таможенного груза и признать груз бесхозяйным.
Заявленные ФГУП "Московская железная дорога" ходатайства об отказе иска в части признания груза бесхозяйным и об исключении 3 лиц из числа лиц, участвующих в деле, изменении предмета требований судом удовлетворены.
Определением от 21.10.2003 г. прекращено производство по делу в части признания груза бесхозяйным, исключены из числа лиц участвующих в деле третьи лица Центральное таможенное управление ГТК РФ, Центральное межрегиональное отделение РФФИ.
Судом с учетом заявленных изменений, рассмотрено требование об обязании ответчика дать разрешение на выгрузку 34 контейнеров с указанием места выгрузки и решением от 2 декабря 2003 года в удовлетворении требований отказано.
ФГУП "Московская железная дорога" не согласившись с выводами суда настаивает на отмене судебного акта по основаниям неправильного применения арбитражным судом норм материального права, а именно ст.ст. 131, 155 ТК РФ, п. 103 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, ст. 899 ГК РФ. По мнению заявителя кассационной жалобы выводы суда о том, что освобождение склада СВХ будет произведено лишь после признания груза бесхозяйным не основано на законе, необоснованны. По истечении 6 месячного, предельного срока хранения, контейнеры должны быть освобождены. Согласно ст. 155 ТК РФ срок временного хранения на СВХ не может превышать двух месяцев. В настоящее время этот срок истек. Со спорных грузов-товаров не снят таможенный контроль, из-за чего дорога не может использовать подвижной состав, использовать его по назначению, а также несет убытки, связанные с хранением и охраной грузов. Контейнеры, в которых находятся домашние вещи и груз, принадлежат железной дороге на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал требования и доводы жалобы.
Представитель Московской южной таможни возражая против удовлетворения жалобы заявил о законности и обоснованности судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта.
Суд на основании всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу и объективной оценки доказательств, пришел к правильному выводу о том, что суд не имеет права вмешательства в хозяйственную деятельность ответчика и обязывать его давать те или иные распоряжения в отношении груза, не прошедшего таможенное оформление. Груз не признан бесхозяйным.
Судом установлено, что в период с 1993 г. по 1995 г. поступили контейнеры с домашними вещами и другим грузом, который продолжает там находится из-за неявки грузополучателей на станции Москва-Товарная Павелецкая.
ФГУП "Московская железная дорога" указывая на то, что контейнеры, которые простаивают на ст. Москва-Товарная-Павелецкая находятся под таможенным контролем. На неоднократные обращения с требованием освободить контейнеры, никаких мер не принято. Таможенным органом сообщено об обращении в суд с заявлением о признании бесхозяйным имущества и принятии дальнейших мер по уничтожению товара. В настоящее время товар продолжает находиться на станции Москва-товарная Павелецкая на хранении на СВХ.
В соответствии со ст. 131 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. Таможенные органы не относятся к лицам, перемещающим товары и не праве пользоваться и распоряжаться товарами, ввозимыми лицами, перемещающими товар. Оформление груза, находящегося в контейнерах, владельцем которых является истец, не производилось в связи с отсутствием информации о готовности получателей принять груз.
В соответствии с Соглашением, подписанным с ЦТУ ГТК России РФ и ЦМРО РФФИ от 12.04.02 г. N с/02-072/528, таможней в ЦТУ направлены заверенные копии документов по долго простаивающим грузам на станции Москва-Товарная Павелецкая для решения вопроса по признанию товара бесхозяйным и возможности перемещения этого товара под таможенный режим уничтожения. ЦТУ документы были получены и переданы в ЦМРО, которым были подготовлены заявления переданы в Люблинский районный суд г. Москвы.
Таким образом, таможенным органом выполнены требования закона.
В силу ст. 131 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено.
Поскольку таможенное оформление товара, длительное время находящегося в контейнерах на СВХ истца, не производилось, то оно не может быть перемещено, т.к. таможенные органы не являются лицами, которые могут перемещать товар. Такое оформление и освобождение контейнеров возможно только после того, как судом как спорное имущество будет признано бесхозяйным и обращено в государственную собственность.
Требования ФГУП "Московская железная дорога" об обязании ответчика дать разрешение на выгрузку 34 контейнеров с указанием места выгрузки не основаны на законе.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены решения, т.к. они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Заявителем не указано на основании какой нормы права основаны его требования по выдаче разрешения на выгрузку товара.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене судебного акта, вынесенного в соответствии с подлежащими применению нормами материального права и соблюдением норм процессуального права, нет.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 2 декабря 2003 года по делу N А40-37295/03-63-414 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Московская железная дорога", без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 апреля 2004 г. N КА-А40/2737-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании