Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 апреля 2004 г. N КА-А40/2870-04
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Аванс Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - Инспекция) о признании недействительными ее решения от 21.01.2003 N 12 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за 3-й квартал 2002 года по экспортным поставкам, за исключением отказа в возмещении налога в сумме 4118 руб. 15 коп., а также требований от 31.01.03 NN 44, 45. Общество также просило обязать налоговый орган возместить из федерального бюджета путем возврата налог в сумме 297303 руб.
Решением от 17.12.2003 заявленные требования удовлетворены в связи с наличием у налогоплательщика права на применение налоговой ставки 0 процентов, возмещение НДС и представлением в налоговый орган полного пакета документов в соответствии со ст. 165 НК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на непредставление спецификаций-приложений и контрактам N 01-ЕХР/02 от 20.03.02, N 01-ЕХР/01 от 10.01.02, несоответствие дат в ГТД N ...0684 и перевозочном документе N А20020000-499932 от 29.03.02, отсутствие на дорожных ведомостях на багаж отметки таможенного органа "Вывоз разрешен", неподтверждение представленной выпиской банка по контракту N 01-ЕХР/02 от 20.03.02 поступление валютной выручки от инопокупателя, неправомерность примененных налоговых вычетов в размере 74540 руб. 69 коп. в связи с представлением ненадлежащих накладных, 4118 руб. 15 коп. в связи с непредставлением документов их обосновывающих, 226969 руб. 31 коп. в связи с неполучением ответов по результатам встречных контрольных проверок по месту учета поставщиков по уплате ими налогов в бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу, соответствующем требованиям ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество возражало против ее удовлетворения, считая выводы суда основанными на законе и имеющихся в деле доказательствах. Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Общества возражал против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебном акте и представленном отзыве.
Инспекция извещена в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по жалобе, в суд своего представителя не направила.
Суд, с учетом мнения представителя ООО "Аванс Плюс", не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя налогового органа, руководствуясь ч. 3 ст. 284, ст. 123, ч. 5 ст. 184, ч. 2 ст. 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Общества, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество представило 21 октября 2002 года в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3-й квартал 2002 года и документы, обосновывающие право на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС.
Решением налогового органа от 21.01.2003 N 12 отказано в применении налоговой ставки 0 процентов и в возмещении НДС в сумме 301510 py6. признано неправомерным применение налоговых вычетов в размере 301510 руб. Этим же решением доначислен налог в сумме 379597 руб. 20 коп. и взысканы по ст. 122 НК РФ налоговые санкции в размере 75919 руб. 44 коп.
Решение Инспекции оспорено в судебном порядке. Общество также просит обязать налоговый орган возместить НДС.
В соответствии с п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ суммы, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), определенные подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса и документов, перечисленных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "в пункте 7 статьи 164" следует читать "в пункте 6 статьи 164"
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что налогоплательщик выполнил все условия применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям и получения из бюджета заявленных к возврату сумм налога на добавленную стоимость, представил в налоговый орган за 3 квартал 2002 года налоговую декларацию и полный пакет документов в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу о несоответствии оспоренного решения налогового органа и требований положениям ст.ст. 164, 165, п. 4 ст. 176, ст. 122 НК РФ.
Довод Инспекции о непредставлении в налоговый орган спецификаций приложений несостоятелен и опровергается материалами дела, а именно: сопроводительным письмом заявителя от 25.02.03 с отметкой Инспекции о получении указанных документов.
Кроме того, суд не воспользовался своим правом и не запросил в порядке ст. 88 НК РФ требуемые документы. В материалах дела спорные документы представлены и оценены судом.
Суд нашел доказанным факт экспорта товара по перевозочным документам и ГТД N ...0194, N ...0355, N ...0684, N ...0834 с наличием отметок таможенных органов "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен полностью".
Наличие требуемых ст. 165 НК РФ на ГТД отметок таможенных органов Инспекцией не оспаривается.
Что касается довода налогового органа о несоответствии дат в ГТД N 0684 и перевозочном документе N А2020000-499932, суд дал оценку представленной в налоговый орган ГТД с внесенными таможенным брокером ООО "Агрикас" исправлениями в графу "44" ГТД. Представление спорной ГТД в Инспекцию подтверждается сопроводительным письмом заявителя от 25.02.03. Кроме того, на упомянутой ГТД и соответствующей железнодорожной накладной проставлена отметка таможенного органа о вывозе товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Наличие отметок таможенных органов "Вывоз разрешен" на дорожных ведомостях законом не предусмотрено. Суд установил наличие на спорных документах и ГТД отметок таможни "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен полностью" по информации Ошмянской таможни. При проверке данного довода суд обоснованно сослался на приказ ГТК России от 26.06.01 N 598 "О подтверждении таможенными органами вывоза (ввоза) товаров".
Наличие отметок таможенного органа подтверждает факт экспорта товара, а не какой-либо иной факт.
Ссылка Инспекции на письмо Московской северной таможни от 28.11.02 N 23-10-19443 и довод о неподтверждении реального экспорта товара по ГТД N ...0355, N ...0834, отклоняются, поскольку суд принял во внимание письмо упомянутой таможни N 23-09/2540, направленное в адрес Инспекции в дополнение к письму от 28.11.02 N 23-10-19443 (т. 2, л.д. 143).
Вывод суда о доказанности поступления валютной выручки по внешнеторговым контрактам и ее зачисление на счет налогоплательщика обоснован ссылками суда на выписки банка, учетные карточки банка, информационные письма, платежные документы, спецификации, инвойсы.
Довод жалобы о неподтверждении поступления валютной выручки по контракту от 20.03.02 N ЕХР/02 представленной выпиской банка несостоятелен и опровергается материалами дела. Указание в платежных поручениях и выписках банка в качестве плательщика "Intervid" и "Joint-Stock Company" - в контракте не означает, что оплата произведена третьим лицом. Суд установил, что аббревиатура "Joint-Stock Company" означает организационно-правовую форму контрагента - ЗАО, название иностранной компании - "Intervid". Указанные обстоятельства подтверждается письмом инопокупателя от 13.02.03, которое представлялось в налоговый орган, что подтверждается сопроводительным письмом заявителя от 25.02.03.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Суд установил оплату НДС поставщикам, дал оценку представленным в соответствии со ст. 172 НК РФ документам и пришел к правильному выводу о наличии у Общества права на возмещение спорной суммы НДС.
При этом доводы Инспекции в отношении 4118 руб. 15 коп. НДС налогоплательщиком признаны обоснованными. С учетом уточнения заявления в порядке ст. 49 АПК РФ на указанную сумму налога заявитель не претендует.
Что касается налоговых вычетов в размере 74540 руб. 69 коп., то суд принял во внимание объяснение представителя Общества со ссылкой на информационные письма с пояснениями по данному вопросу, направленные в налоговый орган.
Спорные счета-фактуры оплачены.
Отсутствие ответов из налоговых органов по месту учета поставщиков заявителя по поводу исчисления и уплаты им в бюджет налога на добавленную стоимость не является основанием к отказу в возмещении налога при соблюдении налогоплательщиком условий, предусмотренных ст. 172 НК РФ.
Из буквального текста статей 164, 165, 171, 176 Налогового кодекса не следует, что возникновение у налогоплательщика - экспортера права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость связано с фактом перечисления соответствующей суммы налога в бюджет поставщиком товаров, как это утверждает Инспекция. Каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуется своими правами, в том числе правом на налоговые вычеты и возмещение НДС.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных Обществом требований. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам делами и оснований для их переоценки у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая вышеизложенное, обжалованный судебный акт является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, а поэтому отмене и изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 декабря 2003 года по делу N А40-44133/03-80-514 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 2 по Центральному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Отменить введенное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.03.2004 приостановление исполнения судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2004 г. N КА-А40/2870-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании