Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 февраля 2004 г. N КА-А41/663-04
(извлечение)
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.11.2003 удовлетворено заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ N 20 по г. Москве и Московской области. ИМНС РФ по г. Наро-Фоминск Московской области обязана возвратить ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ N 20 по г. Москве и Московской области земельный налог в размере 242 935 руб. 28 коп. излишне уплаченного земельного налога за 2002-2003 годы.
Применив ст.ст. 78 НК РФ, п.п. 4, 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 г. N 1738-1, Закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ суд указал, что Пенсионный фонд РФ выполняет функции органов власти и управления, финансируется за счет средств государственного внебюджетного фонда, в связи с чем он освобожден от уплаты земельного налога, а излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату заявителю.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по г. Наро-Фоминск Московской области просит отменить судебный акт в связи с его необоснованностью.
Выслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы жалобы, представителей налогоплательщика, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N 20 по г. Москве и Московской области, являясь пользователем земельного участка, в 2002-2003 годах перечислило в бюджеты земельный налог на общую сумму 242 935 руб. 28 коп. 01.04.2003 г. заявитель обратился в Инспекцию с заявлением N 1883/0803 с просьбой о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю, в удовлетворении которого было отказано, поскольку, по мнению Инспекции, заявитель не относится к органам управления.
В кассационной жалобе приведен довод о том, что Пенсионный Фонд РФ не относится к органам государственной власти, в связи с чем его региональные органы не имеют право на льготу и должны уплачивать налог на землю. Данный довод не является основанным на нормах права.
Согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения, деятельности органов государственной власти и управления.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 г. N 3020-1 Пенсионный фонд РФ является объектом, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
Положением о Пенсионной фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П Пенсионный фонд РФ наделен публично - властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. Такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Как следует из содержания п. 4 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", государственные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, освобождаются от уплаты налога на землю.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Деятельность Пенсионного Фонда РФ, учрежденного законодательным органом - Верховным Советом РФ в целях управления средствами обязательного пенсионного страхования, финансируется из государственного внебюджетного фонда, относящемуся в соответствии со ст. 10 Бюджетного Кодекса РФ к бюджету первому уровню бюджетной системы РФ.
В связи с тем, что Пенсионный фонд РФ обладает государственно-властными полномочиями, его деятельность финансируется из государственного внебюджетного фонда он и его территориальные органы имеет право на применение льготы, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
Таким образом, суд пришел правомерному выводу о том, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату заявителю на основании ст. 78 НК РФ.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального права соблюдены
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.03 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Наро-Фоминску - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2004 г. N КА-А41/663-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании