Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 марта 2004 г. N КА-А41/1598-04
(извлечение)
Решением от 30.10.2003, оставленным без изменения постановлением от 05.01.2004, отказано в удовлетворении заявленного требования Межрайонной инспекции МНС РФ N 7 по Московской области к предпринимателю без образования юридического лица Попову В.В. взыскании единого социального налога за 2002 год в размере 6.894 руб. 61 коп. со ссылкой на Федеральный закон N 223-ФЗ от 22.12.95, Федеральный закон N 88-ФЗ от 14.05.95 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Законность и обоснованность решения и постановления суда проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение и постановление суда отменить, удовлетворить заявленное требование, поскольку судом неприменено требование ст. 5 Закона РФ N 198-ФЗ от 31.12.2001 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Суд, совещаясь на месте, определил: дело рассмотреть в отсутствие представителей сторон надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суд первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применил нормы налогового законодательства и принял законное и основанное решение.
Истец, в апелляционной жалобе, с решением суда не согласен, и просит его отменить, мотивируя тем, что Федеральным законом от 31.12.01 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о налогах и сборах" для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения; налоговая база для исчисления единого социального налога определяется как произведение выручки и коэффициента 0,1, а, не исходя из стоимости патента.
Как видно из материалов дела, Попов Виктор Владимирович 03.03.2000 г. зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой в качестве гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдано свидетельство N 50:57:09068 (л.д. 6).
В 2002 году ответчик применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании патентов, выданных истцом.
29.04.03 г. ответчик представил в налоговый орган налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2002 год (л.д. 14-15).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.12.01 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые акты Российской Федерации о налогах и сборах) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база для исчисления единого социального налога определяется как произведение выручки и коэффициент 0,1.
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" за субъектом малого предпринимательства сохраняется в течение первых четырех лет деятельности тот порядок налогообложения, который действовал на момент государственной регистрации, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями.
Законодатель установил, что, несмотря на изменения налогового законодательства, обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности государством гарантируются стабильные условия налогообложения для субъектов малого предпринимательства в первые четыре года их деятельности, что обусловлено конституционным режимом стабильности условий хозяйствования, выводимым из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ, действовавшим на момент получения патента предпринимателем, объектом налогообложению по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является доход, определенный исходя из стоимости патента.
Федеральным законом от 31.12.01 N 198-ФЗ изменен объект налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями.
С введением в действие этого закона налог подлежал уплате исходя из валовой выручки, а не из договора, определяемого стоимостью патента.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
Введенные Федеральным законом от 31.12.01 N 198-ФЗ изменения порядка налогообложения ухудшили положение предпринимателя Попова В.В., осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица как налогоплательщика, ставшего применять упрощенную систему налогообложения до его принятия.
Довод налогового органа о том, что изменение порядка налогообложения не ухудшает положение налогоплательщика, со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2002 N 321-О не является основанием для отмены судебных актов, поскольку ухудшение налогообложения предпринимателя Попова В.В., подтверждено материалами дела, и выражаются не только в увеличении налогового бремени, но и налоговой отчетности.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.10.2003, постановление от 05.01.2004 по делу N А41-К2-16012/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу МИ МНС РФ N 7 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2004 г. N КА-А41/1598-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании