Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 марта 2004 г. N КА-А41/1076-04
(извлечение)
Решением от 20.10.2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.12.2003 г. Арбитражного суда Московской области отказано в удовлетворении требования Межрайонной инспекции МНС РФ N 7 по Московской области о взыскании с предпринимателя без образования юридического лица Чихарева А.П. (Далее - Предприниматель) единого социального налога в сумме 6 649 руб. 14 коп. за 2002 г. и 69 руб. 71 коп. пени за его неуплату.
Применив ст. 57 Конституции РФ, ст.ст. 5, 236, 240 НК РФ, суд указал, что исчисление единого социального налога в соответствии с порядком, установленным Законом РФ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах" от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ, yxyдшающим положение налогоплательщика, неправомерно.
В кассационной жалобе ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы просит отменить судебные акты в связи с их необоснованностью.
Отзыва на кассационную жалобу не представлено.
Выслушав представителя налогоплательщика, возражавшего против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах, рассмотрев дело в отсутствие представителя налогового органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Судом установлено, что Предприниматель, применяя упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в 2002 году и руководствуясь п. З ст. 236 НК РФ (в редакции Закона РФ от 05.08.2000 г.), исходил из того, что объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду редакция Закона РФ от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ
Налоговый орган приводит довод о том, что в данном случае должна применяться ст. 5 Закона РФ от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ, в соответствии с которой налоговая база для исчисления единого социального налога определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Данный довод подлежит отклонению, как не основанный на законодательстве.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу,
Закон РФ от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ, был опубликован 31.12.2001 г., а потому его положения, предусматривающие изменение объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежали введению в действие по крайней мере не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 01.02.2002 г., на что было также обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.04.2003 г. N 159-О.
В ст. 240 НК РФ установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Следовательно, дата 01.02.2002 г. выпадает на течение очередного налогового периода.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В п. 2 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В связи с этим является правомерным вывод судебных инстанций о том, что исчисление единого социального налога в соответствии с установленным Законом РФ от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ порядком, ухудшающим положение налогоплательщика в течение налогового периода, неправомерно.
Довод кассационной жалобы об отсутствии ухудшения положения Предпринимателя, подлежит отклонению, поскольку материалами дела подтверждается фактическое увеличение размера налогооблагаемой базы, что признается и налоговым органом, доначислившим единый социальный налог.
Кроме того, изменение объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу в течение налогового периода, с 01.02.2002 г., не применимо, поскольку в ранее действовавшем законодательстве и в принятом 31.12.2001 г. Законе РФ N 198-ФЗ используются различные принципы определения налоговой базы и объекта налогообложения.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального права соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 20.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 31.12.03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 7 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2004 г. N КА-А41/1076-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании