Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 мая 2004 г. N КА-А40/3504-04
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Руиз Даймондс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ N 24 по ЮАО г. Москвы N 03/8495-н от 18.07.03.
Решением суда от 08.01.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.03.04, заявленные требования удовлетворены. При этом суд руководствовался положениями Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", Закона РФ "О дорожных фондах в РФ", ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О дорожных фондах в РФ", Закона г. Москвы "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", Определением Конституционного Суда РФ N 83-О от 10.04.02, Инструкцией ГНС РФ от 15.05.95 N 30.
Инспекция с состоявшимися судебными актами не согласилась и обжаловала их в кассационном порядке. В кассационной жалобе налоговый орган указывает на то, что судом неправильно применены нормы вышеуказанных законов, предусматривающие ставки налога и временные рамки их действия; заявителем нарушен срок подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога, установленный п. 8 ст. 78 НК РФ.
Представитель Инспекции в судебном заседании жалобу поддержал, повторил изложенные в ней доводы.
Заявитель в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, считая, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.
Рассмотрев дело в порядке статей 284 и 286 АПК РФ, выслушав представителей сторон, и исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, заявителем 03.07.03 в налоговый орган было подано заявление о возврате излишне уплаченного налога на пользователей автодорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд города Москвы в сумме 22033626 рублей (т. 1 л.д. 20-24).
Письмом от 18.07.03 N 03/8495-н Инспекция отказала Обществу в возврате излишне уплаченной суммы налога на пользователей автомобильных дорог.
Считая, что данное письмо нарушает его права и законные интересы, и является незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что в связи со снижением ставки налога в силу закона у заявителя с 1 января 2001 года (дата вступления в силу Закона г. Москвы от 15.11.00 N 38) образовалась переплата налога на пользователей автомобильных дорог за период с 1 апреля 1998 года по 31 мая 2000 года.
Данный вывод соответствует закону и фактическим обстоятельствам спора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что Законом г. Москвы N 38 от 15.11.00 в Закон г. Москвы от 31.05.00 N 14 "О ставках налоговой, взимаемых в дорожные фонды" внесены изменения в части уменьшения ставки налога до 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).
При этом действие нормы, устанавливающей ставку налога в 1%, то есть пониженную ставку, распространено на налоговые правоотношения, возникшие с 1 апреля 1998 года, что прямо предусмотрено статьей 3 Закона г. Москвы от 31.05.00 N 14 (в редакции Закона г. Москвы от 15.11.00 N 38).
Суд правомерно указал, что нормы Закона г. Москвы от 31.05.00 N 14 (в редакции Закона от 15.11.00 N 38) содержат ясно выраженную волю московского законодателя о применении ставки налога в размере 1% вместо 2% к отношениям, возникшим с 1 апреля 1998 года.
Кроме того, правомерность позиции заявителя подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 83-О, на которое сослался суд.
Довод налогового органа о неправильном применении судом ст. 78 НК РФ также не принимается судом во внимание, так как противоречит действительному содержанию данной статьи.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Из системного толкования данной статьи следует, что данная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу соответствующее требование о возврате налога и не препятствует лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в пределах срока исковой давности (определение КС РФ от 21.06.01 N 173-0).
Других доводов кассационная жалоба не содержит.
Сумма налога, заявленная к возврату, налоговым органом не оспаривается. Расчет суммы иска судом проверен и имеется в материалах дела. Суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьями 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и постановления суда.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине по кассационной жалобе следует отнести на ее заявителя, который освобожден от уплаты госпошлины в силу части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 08.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.03.04 по делу N А40-41283/03-90-457 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ N 24 по ЮАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Спор возник в результате отказа налоговым органом в возврате излишне уплаченного налога в связи с нарушением налогоплательщиком 3-х летнего срока подачи заявления, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ.
Федеральный суд отклонил довод налогового органа о неправильном применении ст. 78 НК РФ как противоречащий действительному содержанию данной статьи.
Федеральный суд, исходя из системного толкования данной статьи, указал на то, что данная норма позволяет налогоплательщику в течение 3-х лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу соответствующее требование о возврате налога и не препятствует лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в пределах срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определение КС РФ от 21.06.01 N 173-0).
При таких обстоятельствах, Федеральный суд оставил решение и постановление апелляционной инстанции без изменений, в удовлетворении требований налогового органа - отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2004 г. N КА-А40/3504-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании