Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 мая 2004 г. N КА-А40/3842-04
(извлечение)
ФКЦБ России обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МАП России от 22.07.03 N 2 12/133-03 о нарушении антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
К участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Минюст России.
Решением от 8 января 2004 года требование заявителя удовлетворено, оспариваемое постановление признано недействительным в связи с его несоответствием ст. 42, 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст.ст. 1, 3, 22, 23, 30, 23 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МАП России ставит вопрос об отмене принятого по делу судебного акта, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст. 13 ГК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ФКЦБ России возражала против изложенных в ней доводов, ссылаясь на то, что деятельность комиссии под действие антимонопольного законодательства не подпадает. Комиссия также указывала на то, что постановление ФКЦБ России от 12.02.03 N 03-11/пс "О внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" не ущемляет права кредитных организаций, поскольку в силу п. 3 ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не распространяется на них.
Минюст России отзыв на кассационную жалобу не направил.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции 20.05.04 представитель МАП России доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель ФКЦБ России против удовлетворения требований, содержащихся в кассационной жалобе, возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Минюста России, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явился.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Решением МАП России от 22.07.03 по делу N 2 12/133-03 о нарушении антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг ФКЦБ России признана нарушившей ст. 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в связи с принятием постановления N 03-11/пс "О внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг". Антиконкурентными, ограничивающими иначе, как на основании федерального закона доступ кредитных организаций на рынок финансовых услуг, были признаны требования указанного постановления, запрещающие всем без исключения профессиональным участникам рынка ценных бумаг оказывать услуги финансового консультанта лицам, с которыми их связывают обязательства, не относящиеся к договору оказания услуг финансового консультанта или осуществлением оценочной деятельности (в т.ч. по кредитам, займам, по счетам, договорам доверительного управления имуществом).
Удовлетворяя требование ФКЦБ России о признании этого решения недействительным, арбитражный суд исходил из недоказанности факта ущемления прав кредитных организаций. Арбитражный суд также указал, что услуга финансового консультанта не относится к финансовым услугам в понимании Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", а действие этого закона на ФКЦБ России не распространяется.
Выводы арбитражного суда ошибочны.
Как следует из ст. 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти также запрещается ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации.
Постановление ФКЦБ России N 03-11/пс "О внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" распространяется на все организации, оказывающие услуги финансовых консультантов, в том числе и на кредитные организации, и запрещает совмещать банковское обслуживание с оказанием услуг финансового консультанта.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанная статья закона запрещает государственное регулирование экономической деятельности без соблюдения принципа недопустимости произвольного, не основанного на законе, ограничения гражданских прав. То есть, в соответствующих федеральных законах должны быть прямо указаны ограничения предпринимательской деятельности, которые обязано соблюдать лицо, уже получившее разрешение на осуществление этой деятельности.
Однако необходимость прекращения банковского обслуживания для осуществления деятельности финансового консультанта ни Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", ни Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не предусмотрена.
Ограничения, предусмотренные постановлением 03-11/пс, мотивированы необходимостью предотвращения конфликта интересов при оказании услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг и услуг по размещению ценных бумаг.
Вместе с тем, возможность возникновения такого конфликта при оказании услуг финансового консультанта кредитной организацией в постановлении ФКЦБ России N 03-11/пс "О внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" не обоснована.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" ФКЦБ России не вправе устанавливать для кредитных организаций требования, направленные на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Отсутствие полномочий регулировать деятельность кредитных организаций в силу названного закона не отрицается ФКЦБ России, в том числе и в отзыве на кассационную жалобу.
Поскольку вывод арбитражного суда о недоказанности антимонопольным органом ущемления прав кредитных организаций в результате установления в их отношении ограничений, не предусмотренных федеральным законом, ошибочен.
Неоснователен вывод арбитражного суда о том, что действие Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" не распространяется на деятельность финансовых консультантов.
Согласно ст. 1 упомянутого закона предметом его регулирования являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг.
Статья 3 данного закона относит к финансовым услугам деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг рассматриваются, в том числе, предоставление услуг на рынке ценных бумаг, а также иные услуги финансового характера.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" финансовый консультант на рынке ценных бумаг - это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.
Следовательно, деятельность финансовых консультантов связана с эмиссией ценных бумаг, т.е. с привлечением денежных средств юридических и физических лиц, и может осуществляться только профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Поэтому услуги финансовых консультантов подпадают в сферу регулирования Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Неправильным также является вывод арбитражного суда об отсутствии у МАП России полномочий рассматривать дела о нарушении ФКЦБ России антимонопольного законодательства и выносить по результатам рассмотрения этих дел решения об установлении в действиях ФКЦБ России нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" при осуществлении антимонопольного контроля МАП России вправе осуществлять полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. К таким полномочиям федерального антимонопольного органа относится рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства и принятие по ним решений в пределах своей компетенции (ст. 30 закона). Совершение федеральным органом исполнительной власти действий и принятие актов, запрещенных ст. 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", является нарушением антимонопольного законодательства, в связи с чем МАП России как компетентный орган по установлению фактов нарушений антимонопольного законодательства (абз. 6 п. 2 ст. 22 закона) вправе рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимать по ним решения. Также антимонопольный орган вправе давать в любой форме рекомендации (предложения) федеральным органам исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынке (абз. 3 п. 2 ст. 22 закона).
Довод арбитражного суда о том, что ФКЦБ России и МАП России в сфере проведения государственной политики и антимонопольного регулирования являются органами одного уровня, в связи с чем действия и акты ФКЦБ России не могут быть рассмотрены МАП России на предмет соблюдения органом по рынку ценных бумаг антимонопольного законодательства, необоснован.
Статья 12 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", нарушение которой установлено в действиях ФКЦБ России, содержит общий для всех федеральных органов исполнительной власти запрет совершать антиконкурентные действия. В силу всеобщего и прямого указания ст. 12 закона МАП России как единственный орган власти, наделенный Федеральным законом "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (ст. 30 закона), полномочием осуществлять антимонопольное регулирование в форме контроля актов и действий органов исполнительной власти на рынке финансовых услуг, вправе проверить действия и акты ФКЦБ России.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным обжалуемое решение отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 января 2004 года по делу N А40-44872/03-120-403 отменить. В удовлетворении требований ФКЦБ России о признании недействительным решения МАП России от 22 июля 2003 г. по делу N 212/133-03 отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2004 г. N
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании