Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 мая 2004 г. N КА-А40/3746-04-П
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Комитет по финансовым и коммерческим связям Российского спортивного союза глухих" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции МНС России N 25 по Южному административному округу города Москвы о взыскании процентов в сумме 968935 руб. 89 коп. за нарушение срока возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за август 2001 года.
Определением суда от 27 мая 2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17 июля 2003, Арбитражный суд г. Москвы прекратил производство по делу в связи с истечением срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отсутствием уважительных причин для его восстановления.
Постановлением от 5 сентября 2003 г. Федеральный арбитражный суд Московского округа определение и постановление апелляционной инстанции отменил, дело передал для рассмотрения по существу в первую инстанцию суда.
Решением от 24 ноября 2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02 февраля 2004, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требования Общества со ссылкой на п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Инспекцией нарушен установленный законом срок возврата НДС Обществу, обязав налоговый орган произвести начисление Обществу процентов в размере 953833 руб. 32 коп. и принять данную сумму к зачету в счет предстоящих налоговых платежей.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 25, в которой налоговый орган просит отменить судебные акты, в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на то, что Налоговым кодексом Российской Федерации ограничены полномочия налоговых органов принятием решения о возмещении только сумм НДС и направлением этого решения в орган федерального казначейства, который, по мнению Инспекции, может произвести зачет процентов, начисленных на сумму НДС, в счет предстоящих налоговых платежей.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции возражает против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 настоящего Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, вступившим в законную силу решением от 25.06.2002 по делу N А40-10769/02-109-131 (л.д. 21,22), имеющим согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение по настоящему делу; Арбитражный суд г. Москвы признал недействительным решение Инспекции МНС России N 25 от 19 декабря 2001 г. N 103 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость за август 2001 г. в размере 4848000 руб. Платежным поручением от 31 октября 2002 N 3812 на счет Общества перечислены денежные средства по заключению Инспекции от 28 октября 2002 N 2271-Э (л.д. 38).
Поскольку сумма НДС фактически возвращена с нарушением установленного п. 4 ст. 176 НК РФ срока для возмещения НДС, суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на сумму НДС подлежат начислению проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России за период с 20 декабря 2001 - день истечение трехмесячного срока со дня подачи Обществом в Инспекцию налоговой декларации и предусмотренных ст. 165 НК РФ документов, по 30 октября 2002 - день, предшествующий поступлению суммы НДС на счет Общества.
Довод Инспекции со ссылкой на приказ от 23 мая 2003 Министерства финансов Российской Федерации N 46н, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-10/266 года "Об обмене информацией между управлениями федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации" о том, что зачет процентов, о котором просит Общество, должен быть произведен непосредственно органами федерального казначейства, является необоснованным, поскольку Приказом не предусмотрена обязанность органов федерального казначейства производить зачет сумм процентов по НДС.
Поскольку Налоговым кодексом прямо предусмотрено (ст. 176 НК РФ), что зачет сумм налогов может быть произведен налоговым органом, при этом не предусмотрено особого порядка для возмещения сумм процентов, начисленных на возвращенную сумму НДС, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что возмещение процентов путем зачета в счет предстоящих налоговых платежей осуществляется налоговым органом, который в соответствии с письмом МНС России от 18 марта 2002 г. N ФС-6-10/314 открывает и ведет карточки лицевых счетов налогоплательщиков после завершения процедуры постановки на учет налогоплательщика в налоговых органах.
Инспекция полагает, что Обществу следует обратиться в орган федерального казначейства с иском об обязании произвести зачет процентов, поскольку указывает, что в соответствии с п. 6 ст. 9 НК РФ территориальные органы Министерства финансов Российской Федерации являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений.
Однако данный довод не может быть принят во внимание, поскольку п. 6 ст. 9 НК РФ не предусмотрено обязанности органов федерального казначейства производить зачет процентов, начисленных на сумму НДС.
Из буквального текста п. 4 ст. 176 НК РФ следует, что орган федерального казначейства осуществляет возврат сумм НДС и процентов на основании соответствующего заключения налогового органа. Поскольку в данном случае Инспекцией не направлялось в орган федерального казначейства заключения о возврате суммы налогов, начисленных на фактически возмещенную сумму НДС, ссылка Инспекции на п. 8 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864, в соответствии с которым одной из задач органов федерального казначейства является управление доходами и расходами бюджета Российской Федерации на счетах казначейства в банках, не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 24.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.02.2004 по делу N А40-7691/03-114-70 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 25 по Южному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2004 г. N КА-А40/3746-04-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании