Особым услугам - особое внимание
Расходы на маркетинговые исследования неизбежно заинтересуют налоговиков. Поэтому их учету и документальному оформлению стоит уделить особое внимание.
Загадочное слово
Определения понятия маркетинга вы не встретите ни в Гражданском, ни в Налоговом кодексе. Нет его и в законе о бухгалтерском учете, а также ни в одном из ПБУ. Это привело к тому, что на фирмах придают этому понятию различные значения, что и приводит к разногласиям с налоговиками. Кроме того, якобы оказанные маркетинговые услуги очень часто используют, создавая фиктивные расходы для прикрытия обналички. Это послужило налоговикам еще одной причиной проявлять повышенное внимание к подобным расходам.
В упрощенном варианте понятие "маркетинг" означает "изучение рынка". Цель такого исследования - поиск новых клиентов, увеличение объема продаж и расширение деятельности фирмы. Согласитесь, что, используя это определение, можно списать многие расходы. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Учет налоговый
Несмотря на то что затраты на маркетинг прямо не поименованы в составе расходов в главе 25 Налогового кодекса, их можно учесть при расчете налога на прибыль. Расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка и сбор информации уменьшают налогооблагаемую базу в составе прочих (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК). А эти затраты не что иное, как расходы на маркетинговые исследования. Тем более что некоторые проверяющие уже официально признали понятие "маркетинговые услуги", что подтверждает, например, письмо УМНС по Московской области от 29 марта 2004 г. N 04-23/06243.
Несмотря на это Александр Медведев, аудитор из Москвы, на одном из семинаров порекомендовал избегать в договоре таких слов, как "маркетинг" и "маркетинговые услуги". "Лучше использовать дословную формулировку 264-й статьи кодекса, - посоветовал он. - При этом ее стоит детализировать: изучение какого рынка? Какую информацию нужно собрать? О поставщиках или о покупателях? И так далее. Покажите также, что изучение именно текущее, то есть на ближайшие полгода-год. Если же вы решили, к примеру, исследовать перспективы сбыта автомобилей на десять лет вперед, то придется искать другое обоснование расходов: подпункт 27 статьи 264 кодекса вам уже не подходит".
Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, являются косвенными (п. 1 ст. 318 НК). Это означает, что фирмы, которые считают налог на прибыль методом начисления, могут полностью учесть расходы на маркетинговые услуги в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникли (п. 1 ст. 272 НК). Фирмы, которые используют кассовый метод, отражают эти затраты только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК).
Недолюбливая расходы на маркетинг, налоговики придирчиво анализируют, соответствуют ли эти затраты требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса. Он говорит, что любые расходы должны подтверждаться первичными документами, быть обоснованными и направленными на получение дохода.
Что касается документов, то вам необходимы:
- договор на оказание услуг по текущему изучению конъюнктуры рынка;
- отчет исполнителя о проделанной работе. Грамотно составить такой отчет вам поможет статья 33 Международного кодекса маркетинговых исследований. Он принят Международной торговой палатой и Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинга в 1976 году;
- акт приемки-сдачи услуг.
Доказать, что расходы экономически оправданны, далеко не всегда просто. Например, инспекторы могут не признать расходы на маркетинговые исследования, которые провела сторонняя фирма, если в структуре компании есть специальный отдел.
Очень предвзято относятся проверяющие к расходам на маркетинг, если они не дали положительного результата. Например, потратив деньги на анализ рынка, вы не заключили ни одного договора. Эта позиция вызывает сомнения, так как отсутствие положительного результата еще не означает, что расходы неоправданны. Возможно, проведя их, фирма избавила себя от излишних трат и убытков.
Кстати, точно так же считают и в налоговом ведомстве. Заместитель руководителя департамента налогообложения прибыли МНС Олег Хороший на одном из семинаров сравнил расходы на маркетинговые услуги, которые не дали положительного результата, с затратами на производство, не давшее продукции. "Нет вопросов - такие расходы принимаются в расчет налога на прибыль. Но все же постарайтесь показать проверяющим, что вашего бизнеса без них не может быть", - сказал он.
Учет бухгалтерский
Бухгалтерский учет расходов на маркетинговые исследования зависит от их целей.
Если фирма изучает конъюнктуру рынка, чтобы увеличить объемы реализации уже выпускаемой продукции, то затраты на исследование можно отнести к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Учтите их на счете 26 "Общехозяйственные расходы" или на счете 44 "Расходы на продажу".
Пример
ООО "Пассив" торгует женской одеждой собственного производства. По итогам I квартала выяснилось, что объем сбыта сократился на 20 процентов по сравнению с предыдущим кварталом.
Чтобы выяснить и ликвидировать причины такого снижения, "Пассив" заказал в мае 2004 года маркетинговое исследование рынка женской одежды в своем регионе.
В июне услуги были оказаны и "Пассив" перечислил за них 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).
Бухгалтер "Пассива" сделал в учете такие записи:
в мае 2004 года
- 30 000 руб. (35 400 - 5400) - учтены затраты на маркетинговое исследование изделий;
- 5400 руб. - учтен НДС;
в июне 2004 года
- 30 000 руб. - перечислены деньги;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 5400 руб. - зачтен НДС.
"Пассив" считает налог на прибыль методом начисления. Бухгалтер фирмы учел расходы на маркетинговое исследование в сумме 30 000 руб. в мае 2004 года.
Довольно часто целью маркетинговых исследований является информация, благодаря которой фирма сможет принять управленческое решение на будущее. Например, начать выпуск нового товара.
В таком случае затраты на маркетинг следует учитывать несколько иначе. Эти расходы носят долгосрочный характер (письмо Минфина от 26 января 1996 г. N 16-00-17-18). Поэтому сначала они отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов". После того как фирма начнет выпуск новой продукции, вы можете отнести затраты на исследование в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).
Пример
ЗАО "Актив" решило заняться новым видом деятельности - производством детских игрушек. Чтобы выяснить перспективы их сбыта, "Актив" заказал маркетинговое исследование данного рынка у ООО "Баланс".
"Баланс" подготовил отчет в июне 2004 года. "Актив" в этом же месяце заплатил за него 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.).
По результатам исследования фирма решила начать в июле производство игрушек.
В июне 2004 года бухгалтер "Актива" сделал в учете следующие проводки:
- 20 000 руб. (23 600 - 3600) - отражены расходы по исследованию рынка;
- 3600 руб. - учтен НДС;
- 23 600 руб. - перечислены деньги;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 3600 руб. - принят к вычету НДС.
В июле 2004 года бухгалтер сделал запись:
- 20 000 руб. - учтены расходы на исследование.
"Актив" определяет налог на прибыль методом начисления. Бухгалтер включил затраты на маркетинговое исследование в состав расходов в июне.
Совет
Проследите, чтобы первичные документы содержали все обязательные реквизиты, предусмотренные законом о бухгалтерском учете. Если одного из них не окажется, налоговики посчитают, что расходы не подтверждены документами, и не позволят вам учесть их при расчете налога на прибыль (письмо МНС от 30 мая 2003 г. N 02-1-16/57-У885).
Ю. Савицкая,
эксперт "Расчета"
"Расчет", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru