Подарки покупателям без НДС
Конкуренция вынуждает фирмы завлекать покупателей всевозможными рекламными акциями, например призами и подарками. Налоговики считают, что с их стоимости надо платить НДС. Но существует и другая точка зрения.
Бюджет тоже ждет подарка
Вручая покупателю подарок, фирма передает на безвозмездной основе свое право собственности на него. А безвозмездную передачу 21-я глава Налогового кодекса называет реализацией, которая облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Именно так, по словам Веры Жаровой из департамента косвенных налогов МНС, с некоторых пор стали рассуждать налоговики. Такого же мнения придерживаются и в Минфине (письмо от 31 марта 2004 г. N 04-03-11/52).
Налог нужно начислять на рыночную стоимость подарков (п. 2 ст. 154 НК). Это означает, что фирма обязана соблюдать определенные ограничения. В частности, цена подарка не должна отклоняться более чем на 20 процентов от цены, по которой вы продаете аналогичные товары (п. 2 ст. 40 НК). Иначе налоговики могут заявить, что она не соответствует рыночному уровню цен и доначислят НДС. Если подобных товаров фирма не продает, то по идее для расчета суммы НДС вы можете взять любую цену (п. 1 ст. 40 НК).
Про ограничение в 20 процентов можно забыть, если цена вручаемой вещи отличается от ее обычной стоимости:
- из-за сезонного колебания спроса;
- из-за потери ею качества;
- из-за истечения срока годности;
- из-за маркетинговой политики (например, продвижение новых товаров или выход на новые рынки).
Довольно часто подарки своим покупателям фирмы раздают как раз по одной из этих причин. Таким образом они пытаются стимулировать продажу других товаров (например, новых или, наоборот, устаревающих моделей). Если это ваш случай, то вы можете установить любую цену и исходя из нее начислить НДС.
Чтобы у налоговиков не возникло к вам претензий, оформите приказ руководителя, в котором объясните причину раздачи подарков.
Сумму НДС, которую вы заплатили поставщикам товаров, безвозмездно переданных в рекламных целях, можно принять к вычету (письмо Минфина от 30 сентября 2003 г. N 04-03-11/78).
Пример
Магазин ЗАО "Актив" в мае 2004 года провел среди своих покупателей рекламную акцию. Если человек покупал пылесос, он получал в подарок специальное средство для чистки ковров. Отдельно это средство в магазине продается за 300 руб. (без учета НДС - 54 руб.).
Бухгалтер определил, что минимальная цена подарка, которую можно установить для расчета НДС, составляет 240 руб. (300 руб. - 300 руб. x 20%). Именно эту цену утвердил руководитель фирмы.
За месяц рекламной акции покупателям пылесосов фирма подарила 150 флаконов чистящего средства. Приобрела она их еще в январе 2004 года по цене 118 руб. за штуку (в том числе НДС - 18 руб.).
Бухгалтер "Актива" сделал в учете проводки:
в январе
- 15 000 руб. ((118 руб. - 18 руб.) x 150 шт.) - приобретено средство для чистки ковров;
- 2700 руб. (18 руб. x 150 шт.) - учтен НДС;
- 17 700 руб. (15 000 + 2700) - оплачены товары;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 2700 руб. - принят к вычету НДС;
в мае
- 15 000 руб. (150 x 100) - списана покупная стоимость безвозмездно переданных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 6480 руб. (240 руб. x 18% x 150 шт.) - начислен НДС на товары, переданные безвозмездно.
Даром, но не безвозмездно
Казалось бы, позиция чиновников бесспорна. На самом деле существует прямо противоположная точка зрения: если фирма раздает подарки в ходе рекламной акции, начислять НДС на их стоимость не надо.
Например, так считают судьи (постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2003 г. N КА-А40/5796-03П). Они обратили внимание, что подарок при подобных акциях может получить не каждый желающий, а лишь тот, кто купит у фирмы определенный товар. Поэтому считать передачу подарка безвозмездной нельзя, а значит, и НДС с его стоимости платить не надо.
Это не мешает принять к вычету НДС, заплаченный поставщикам товаров, розданных затем как подарки. Но только если затраты на них в качестве рекламных вы включили в себестоимость тех товаров, покупка которых давала право на подарок.
Рекламные затраты являются расходами, связанными с производством и реализацией (п. 4 ст. 264 НК). Для судей это послужило еще одним аргументом в пользу того, что вручение покупателям подарков нельзя считать безвозмездной реализацией по статье 146 Налогового кодекса.
Кстати, этой позиции в свое время придерживались столичные налоговики (письмо УМНС по г. Москве от 31 июля 2001 г. N 02-14/35611). Причем в своем документе они ссылались на письмо МНС от 2 июля 2001 г. N 01-4-03/858-Т245.
Как видно, с тех пор в налоговом ведомстве изменили свое мнение. Но письмо отменить, по-видимому, забыли. Поэтому, если фирма им воспользуется, взыскать с нее штраф проверяющие не смогут (ст. 111 НК).
Решив не начислять НДС на стоимость подарков, розданных в рамках рекламной акции, не забудьте, что затраты на их приобретение уменьшают налогооблагаемую прибыль не более чем на 1 процент от выручки (п. 4 ст. 264 НК). А это означает, что порядок вычета НДС по ним будет особенным.
Дело в том, что принять к вычету можно только сумму НДС, которая соответствует нормативным расходам на рекламу (п. 7 ст. 171 НК). Налог, который относится к затратам сверх нормы, списывают за счет собственных средств фирмы.
Максимальную величину рекламных расходов можно рассчитать только по итогам года. Тогда фирма будет знать окончательную сумму выручки. Поэтому иногда получается, что расходы на подарки, которые не удалось списать в текущем месяце или квартале, вы учтете в следующих периодах.
Поэтому и точную сумму НДС, которую фирма может принять к вычету, определяют по итогам года. До этого сумму "сверхнормативного" налога отражают на счете 19 "Расчеты по налогам и сборам".
Пример
Воспользуемся данными предыдущего примера.
Предположим, что бухгалтер "Актива" решил не начислять НДС со стоимости подарков, выдаваемых покупателям при покупке пылесосов.
Выручка фирмы за I квартал 2004 года составила 1 млн руб. (без учета НДС). Отчетный период в целях исчисления налога на прибыль - квартал.
В налоговом учете в I квартале "Актив" может списать на рекламные расходы 10 000 руб. (1 000 000 руб. x 1%). Принять к вычету можно НДС в сумме 1800 руб. (10 000 руб. x 18%). Сверхнормативную разницу по НДС в размере 900 руб. (2700 - 1800) нужно восстановить.
Бухгалтер "Актива" сделал следующие проводки:
- 15 000 руб. - списана стоимость товаров, переданных бесплатно в ходе рекламной кампании;
Дебет 44 субсчет "Вычитаемые временные разницы"
Кредит 44
- 5000 руб. (15 000 - 10 000) - учтена сумма сверхнормативных расходов на рекламу как вычитаемая временная разница;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 1200 руб. (5000 руб. x 24%) - отражен отложенный налоговый актив;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 900 руб. - восстановлен НДС по сверхнормативным расходам на рекламу.
Осторожно
В обычной ситуации с суммы подарка, которая превышает 2000 рублей, надо удержать и перечислить в бюджет НДФЛ по ставке 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК). Если же фирма дарит не деньги, то налог удержать невозможно. В таком случае в течение месяца подайте в налоговую инспекцию сведения о людях, которые получили подарок (п. 5 ст. 226 НК). Иначе налоговики могут оштрафовать фирму по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса. Штраф составит 50 руб. за каждый непредставленный документ. Кодекс не уточняет, что считать таким документом - сведения обо всех покупателях, получивших подарок в ходе акции, или же о каждом из них в отдельности. Поэтому налоговики могут попытаться рассчитать сумму штрафа, умножив 50 руб. на количество людей, получивших подарок.
Ю. Савицкая,
эксперт журнала "Расчет"
"Расчет", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru