Услугу можешь оказать, но акт составить не обязан
Фирмы, приобретающие услуги, давно привыкли к тому, что без акта сдачи-приемки их нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Именно таким до последних пор было требование налоговиков. Но времена меняются: недавно Минфин в своем письме высказал прямо противоположную точку зрения.
Так уж повелось
Акт сдачи-приемки - документ, о котором сказано во многих законах, но как-то мельком и расплывчато. Его унифицированную форму вы не найдете ни в одном альбоме Госкомстата. Есть в них, правда, три бланка приемки-передачи работ. Их нужно оформлять при ремонте или реконструкции основных средств, выполнении строительно-монтажных работ, а также если фирма заключает с человеком срочный договор. А вот как закрепить на бумаге тот факт, что одна компания оказала, а другая приобрела услуги - об этом законодательство умалчивает.
Из этого многие бухгалтеры сделали вывод, что подтвердить фактическое оказание услуги могут договор, счет на оплату и платежка. Только налоговикам такой ход мыслей не понравился.
Аргументируя свою позицию, они ссылаются на статью 313 Налогового кодекса. В ней сказано, что данные налогового учета нужно подтверждать первичными документами. Под такими документами контролеры понимают: в торговле - накладную, в сфере услуг - акт. Третьего не дано.
Дополнительным аргументом стал пункт 2 статьи 272 Налогового кодекса. Согласно ему, материальные расходы фирма принимает на день подписания акта приемки-передачи услуг (работ).
И пошло-поехало: арендуешь помещение, заключил договор комиссии - неси акт. Нет акта - нет и расхода, плати налог на прибыль.
Любители посудиться на такое требование налоговиков особого внимания не обращают. Пусть контролеры в суде докажут, что, например, посредническая услуга должна быть оформлена актом. Те же, кто привык идти на компромисс, стали по поводу и без повода просить у продавца акт. А некоторые фирмы даже делают их сами, чтобы поставщику услуг осталось только поставить печать и подпись. Многие из них еще и ломают голову над тем, как "заактировать" аренду: составить акт один раз в самом начале или оформлять акт каждый месяц (или квартал) при внесении арендной платы.
Неожиданное откровение
К тому, что Минфин и налоговики постоянно пребывают в состоянии негласной теоретической дискуссии, все привыкли давно. Новым ее подтверждением стало письмо финансового министерства от 30 апреля 2004 г. N 04-02-05/1/33. Чиновники официально признали тот факт, что по Гражданскому кодексу обязательно составлять акты нужно только по двум видам договоров: подряда (ст. 702 ГК) и возмездного оказания услуг (ст.783 ГК, в которой сказано, что к этому виду договора применяются содержащиеся в кодексе общие положения о подряде).
Выходит, с посредническими договорами (не говоря уже об аренде, которая по-хорошему вообще не услуга) все иначе. Их исполнение оформляют актом лишь в случае, если об этом прямо сказано в тексте договора.
Таким образом, Минфин подтвердил мысли бухгалтеров о том, что требовать акт сдачи-приемки по каждой услуге налоговики не имеют права.
На ваш вкус
По договору подряда одна фирма выполняет для другой какую-то работу. По ее окончании заказчик подписывает акт сдачи-приемки, подтверждая тем самым, что работа закончена.
К договорам возмездного оказания услуг относятся консультационные, информационные, аудиторские, медицинские услуги, услуги по обучению и туристическому обслуживанию и т. д. (п. 2 ст. 779 ГК). Если у вас заключены такие договоры, то без акта не обойтись.
Так как унифицированной формы акта сдачи-приемки услуги Госкомстат не разработал, этот документ бухгалтер должен составить сам. Закон о бухгалтерском учете это не запрещает. Главное, чтобы акт содержал все обязательные реквизиты: название, дату, наименование фирмы, количество, сумму и т. д. (п. 2 ст. 9 закона о бухучете).
Разработанные фирмой бланки нужно перечислить в ее учетной политике. В приложении к этому документу включите сами эти формы.
Пример
ООО "Пассив" оказывает консультационные услуги в области налогов и бухучета. 12 июня 2004 года эти услуги были оказаны ЗАО "Актив". Стоимость их составила 35 400 руб., в том числе НДС - 5400 руб.
Бухгалтер "Пассива" составил акт приемки-передачи услуг:
Общество с ограниченной ответственностью "Пассив"
Акт
приемки-передачи оказанных услуг
N 15 от 12 июня 2004 г.
В соответствии с договором N 6 от 23 мая 2004 г. ООО "Пассив"
оказало консультационные услуги ЗАО "Актив" в области бухгалтерского
учета и налогообложения на сумму 35 400 (Тридцать пять тысяч четыреста)
рублей, в том числе НДС - 5400 рублей.
Услуги выполнены полностью и в срок.
Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не
имеет.
Директор ООО "Пассив" Директор ЗАО "Актив"
Семенов П.И. М.П. Кошкин Н.В. М.П.
Оптимальную для фирмы форму акта сдачи-приемки можно разработать даже тогда, когда у Госкомстата уже есть на этот случай унифицированный бланк. Правда, налоговики, проверяя НДС или налог на прибыль, порой отказываются принимать подобные документы. Но даже если из-за этого фирме доначислят налоги, не стоит торопиться с их уплатой. Если дело дойдет до суда, у вас большие шансы на успех (постановление ФАС Московского округа от 13 января 2004 г. N КА-А40/10978-03).
С. Матвеева, эксперт "Расчета"
"Расчет", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru