Дополнительный выпуск
Секреты налога на имущество
Очередной секретный документ МНС посвящен налогу на имущество. Как обычно, под гриф "для служебного пользования" чиновники поместили вольный вариант трактовки Налогового кодекса.
Опасаясь очередных арбитражных поражений, налоговики больше не выпускают методические рекомендации "общего пользования". Теперь такие документы делают доступными исключительно для сотрудников налоговой инспекции, дабы фирмы не смогли оспорить их в суде. Один из последних секретных документов - методические рекомендации по налогу на имущество (письмо МНС от 19 апреля 2004 г. N СА-14-21/53дсп).
Еще в конце прошлого года некоторые идеи существовавших только в проекте рекомендаций были озвучены на одном из московских семинаров (о нем "Расчет" писал в январском номере на стр. 18). Теперь эти идеи превратились в указания, которым обязаны следовать в каждой инспекции.
Что считать основным?
Прежде всего налоговики решили пояснить, с какого имущества фирмы должны платить налог. В кодексе сказано, что это имущество, которое учтено на балансе фирмы как объект основных средств. Все, кто мало-мальски знаком с бухгалтерией, знают, что основные средства учитывают на одноименном бухгалтерском счете 01. Однако в министерстве мыслят шире.
Получившие методичку инспекторы отныне все как один убеждены, что налогом облагается еще и то имущество, которое вы приобрели с единственной целью - сдавать в аренду и учли на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Эта позиция весьма спорна, и фирмы имеют немало шансов оспорить ее в суде. Об аргументах, которые при этом можно привести, "Расчет" рассказывал в январском номере на стр. 18.
Не смогли чиновники обойти своим вниманием и счет 08. Нет, они не решились сказать, что затраты, которые фирма учла в составе внеоборотных активов, подпадают под налог на имущество. Они лишь напомнили, что фирма вправе перевести со счета 08 на счет 01 объекты, "по которым закончены капитальные вложения, оформлены первичные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются" (п. 52 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 13 октября 2003 г.). И рассудили: раз такое право у фирмы есть, то неважно, воспользовалась она им или нет, - эти объекты надо учесть при расчете налога на имущество. На столь "глубокомысленный" вывод налоговиков обращать внимание не стоит, если, конечно, вы готовы встретиться с ними в суде.
Несколько слов о льготах
Все федеральные льготы по налогу на имущество перечислены в статье 381 Налогового кодекса. Правда, регионы могут придумать свои собственные - в методичке МНС про такие ничего не сказано.
Из федеральных обычная фирма может воспользоваться разве что льготой, указанной в пункте 7 статьи 381. Она позволяет не платить налог на имущество со стоимости объектов социально-культурной сферы, которые фирма использует "для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения".
Для того чтобы определить, относятся ли объекты фирмы к социально-культурной сфере, в министерстве своим подчиненным посоветовали использовать Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (постановление Госстандарта от 26 декабря 1994 г. N 359).
В методичке сказано, что объектом социально-культурной сферы "является единый имущественный комплекс". Выходит, в МНС все-таки признали, что при расчете налога можно не учитывать все имущество такого объекта, например медицинского пункта или спортзала, в том числе и то, которое не используется в медицинских или спортивных целях (например, компьютер в кабинете врача).
При этом чиновники напомнили, что у фирмы должны быть в наличии документы, подтверждающие социально-культурное предназначение объекта: первичные и распорядительные. Поэтому, первое, что вы должны сделать, собираясь воспользоваться льготой, - оформить приказ или распоряжение руководителя. В нем укажите, что такой-то объект фирма использует для культуры, спорта, здравоохранения и т. д. Если фирма передаст этот объект в аренду, право на льготу она теряет.
Создаем и реорганизуем
Налоговики напомнили коллегам про статью 55 Налогового кодекса, в которой сказано, что налоговую базу при создании фирмы определяют с момента ее образования, то есть госрегистрации.
Пример
ООО "Пассив" создано 10 марта 2004 года. На дату создания стоимость его имущества равна 600 000 руб. Начав работать, "Пассив" стал приобретать новое имущество. Остаточная стоимость всех его основных средств составляет:
- на 01.04.2004 - 1 100 000 руб.;
- на 01.05.2004 - 1 300 000 руб.;
- на 01.06.2004 - 1 500 000 руб.;
- на 01.07.2004 - 1 600 000 руб.
Бухгалтер "Пассива" рассчитает среднюю стоимость имущества за полугодие 2004 года так:
(600 000 руб. + 1 100 000 руб. + 1 300 000 руб. + 1 500 000 руб. + 1 600 000 руб.) : (4 мес. (март-июнь) + 1) = 1 220 000 руб.
Еще в методичке чиновники пояснили, как считать налоговую базу, если фирма решила реорганизовать свои дочерние компании или структурные подразделения, например, из двух создать одно, или наоборот.
Пример
ЗАО "Актив" провело реорганизацию двух дочерних компаний путем их слияния. Вновь образованная фирма зарегистрирована 10 марта 2004 года.
Ликвидируемые компании исключены из Единого госреестра 20 августа 2004 года.
Налоговый период для ликвидированных компаний - 1 января 2004 года - 20 августа 2004 года.
Налоговый период для вновь созданной фирмы - 10 марта 2004 года - 31 декабря 2004 года.
Предположим, что остаточная стоимость имущества у каждой из ликвидируемых компаний составила:
- на 01.01.2004 - 500 000 руб.;
- на 01.02.2004 - 450 000 руб.;
- на 01.03.2004 - 300 000 руб.;
- на 01.04.2004 - 550 000 руб.;
- на 01.05.2004 - 650 000 руб.;
- на 01.06.2004 - 750 000 руб.;
- на 01.07.2004 - 800 000 руб.;
- на 01.08.2004 - 750 000 руб.;
- на 01.09.2004 - 700 000 руб.;
- на 01.10.2004 - 650 000 руб.;
- на 01.11.2004 - 600 000 руб.;
- на 01.12.2004 - 850 000 руб.;
- на 01.01.2005 - 950 000 руб.
Имущество ликвидируемых компаний было передано на баланс новой фирмы 10 апреля 2004 года. Налоговую базу авторы методичек рекомендуют рассчитывать так:
У ликвидированных компаний | У вновь созданной фирмы |
За I квартал 2004 года | |
(1 000 000 руб. + 900 000 руб. + 600 000 руб. + 1 100 000 руб.) : (3 мес. + 1) = 900 000 руб. |
(0 руб. + 0 руб.) : (1 мес. + 1) = 0 руб. |
За полугодие 2004 года | |
(1 000 000 руб. + 900 000 руб. + 600 000 руб. + 1 300 000 руб. + 1 500 000 руб. + 1 100 000 руб. + 1 600 000 руб.) : (4 мес. + 1) = 880 000 руб. |
(0 руб. + 0 руб. 0 руб. + 0 руб. + 0 руб.) : (6 мес. + 1) = 514 286 руб. |
За 9 месяцев | |
(1 000 000 руб. + 900 000 руб. + 600 000 руб. + 1 300 000 руб. + 1 500 000 руб. + 1 600 000 руб. + 1 500 000 руб. + 1 400 000 руб. + 1 300 000 руб.) : (7 мес. + 1) = 1 075 000 руб. |
(0 руб. + 0 руб. + 1 100 000 руб. + 0 руб. + 0 руб. + 0 руб. + 0 руб. + 0 руб.) : (8 мес. + 1) = 400 000 руб. |
За год | |
(0 руб. + 0 руб. + 1 300 000 руб. + 1 500 000 руб. + 1 600 000 руб. + 1 500 000 руб. + 1 400 000 руб. + 1 300 000 руб. + 1 200 000 руб. + 1 700 000 руб. + 1 900 000 руб.) : (10 мес. + 1) = 1 218 182 руб. |
Ю. Савицкая,
эксперт "Расчета"
"Расчет", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru