Взялись всерьез
Налоговики ополчились на индивидуальных предпринимателей - в апреле в каждую инспекцию МНС направило секретную методичку по проведению у них выездных проверок. Попутно от налоговиков достанется и фирмам: в методичке сказано, в каких случаях инспекторы обязаны провести встречную проверку у контрагентов предпринимателя.
Раньше внимание налоговиков к предпринимателям и сравнить нельзя было с тем, которое они оказывали фирмам. Да оно и понятно: неблагодарное это занятие - пытаться контролировать неконтролируемое. Но в МНС все-таки решили попробовать, видимо, осознав, что через скромного с виду предпринимателя может проводить сделки не одна серьезная фирма.
7 апреля налоговое ведомство письмом N СА-14-04/44дсп разослало по инспекциям методические рекомендации по проведению выездных проверок у предпринимателей. Проверять предписано основной предпринимательский налог - на доходы физлиц. Для этого инспекторы станут вовсю проводить встречные проверки партнеров предпринимателя по бизнесу.
Случайные жертвы
С предпринимателями имеют дело многие фирмы. Одни это делают целенаправленно - уходя от налогов или обеспечивая себе постоянный канал обналички. Руководству других просто все равно, у кого покупать товар и кому продавать свою продукцию - пусть бы это был и предприниматель. Пострадают и первые, и вторые.
Методичка обязывает проверяющих предпринимателя инспекторов проводить встречные проверки "при установлении фактов оптовых сделок с одними и теми же контрагентами".
Так что если ваша фирма как раз и есть такой контрагент, то следует быть начеку и следить, чтобы по всем вашим сделкам с предпринимателями документы были в полном порядке. И на будущее иметь в виду, что оптовые взаимоотношения с одним и тем же коммерсантом привлекут к вам ненужное внимание. Наличие постоянных покупателей и поставщиков в МНС, похоже, считают ситуацией ненормальной и подозрительной.
С подозрениями, правда, уже не министерских чиновников, а рядовых инспекторов, связана и еще одна причина для обязательной встречной проверки. Это "основания предполагать фиктивность сделки", проведенной предпринимателем. Фиктивность налоговики склонны видеть каждый раз, когда могут проследить какую-нибудь связь между предпринимателем и руководством или владельцами фирм, с которыми он сотрудничает. Ну, например, родственники они. Или вместе владеют одной и той же фирмой. Кроме того, предположить, что за той или иной сделкой никакой реальной деятельности не стоит, налоговики могут, если она не принесла проверяемой стороне хоть какой-нибудь выгоды.
Не обойдется без "встречки" и в классическом случае: если проверяющие заподозрят, что документы, представленные им предпринимателем, "являются фиктивными или содержат недостоверные данные".
Вообще шанс лишний раз пообщаться с налоговиками методички предоставляют каждому, кто купил что-нибудь у предпринимателя, если полученную выручку тот не удосужился показать в своем учете. Такая же судьба уготована тем, кто надумал было что-то у предпринимателя приобрести, перечислил ему аванс, а потом взял да и передумал. А аванс забрал обратно. Такими переменчивыми покупателями налоговики тоже обязаны поинтересоваться в рамках встречной проверки.
Ну и наконец, поистине случайными жертвами методички станут фирмы, где незадачливый бухгалтер ошибся, печатая ту или иную платежку, и тем самым отправил деньги не по адресу - на банковский счет проверяемого налоговиками предпринимателя. Они и тут заподозрят неладное и попытаются выяснить: а правда ли это была ошибка? А может, ею прикрыто что-то незаконное?
Вас выбирают
Что касается самих предпринимателей, то выездной проверки в ближайшем будущем стоит ждать тем из них, чья деятельность убыточна. Превышение их расходов над доходами в методичке названо как причина первоочередной выездной проверки. Чести принять у себя инспекторов удостоятся и коммерсанты, у которых инспекторы однажды уже находили какие-нибудь налоговые нарушения. Кроме того, порекомендовать ту или иную кандидатуру могут камеральщики, обнаружившие в сданных предпринимателем декларациях какие-нибудь нестыковки.
Не избежать проверки и авторам нулевых деклараций по налогу на доходы, но лишь если у инспекции есть информация о том, что какой-никакой, но все-таки доход у них есть. Такие сведения налоговики могут почерпнуть из документов фирм и предпринимателей, с которыми сотрудничал кандидат на проверку. Источником ценной информации могут стать и госструктуры, с которыми коммерсанту приходилось иметь дело. К примеру, таможенники с радостью поделятся с налоговиками копией ГТД, из которой следует, что предприниматель что-то продал за рубеж.
Когда выбор сделан, инспектор станет готовиться к проверке. На этом этапе он продолжит изучать информацию из внешних источников. Методичка дает довольно внушительный их список: от регистраторов прав на недвижимость и договоров аренды до администраций рынков, звонков по установленным в инспекциях "телефонам доверия" и рекламы в СМИ.
Ну и разумеется, проверяющий должен будет собрать всю информацию о предпринимателе, которая есть в его "родной" инспекции: от результатов камеральных проверок по всем налогам до данных о регистрации и снятии с учета ККМ.
Лучше вы к нам
В самых первых строках авторы методички намекают инспекторам, что не стоит особо утруждать себя поездками к предпринимателю - можно же провести выездную проверку, не выходя из своего кабинета. Если, конечно, сам предприниматель даст на то согласие (оно должно быть письменным).
Воспользоваться таким приемом методичка рекомендует, если проверяемый предприниматель "относится к категории мелких" налогоплательщиков или если все документы хранятся у него дома - ведь в жилое помещение налоговики просто так войти не могут.
Тогда предприниматель сам принесет инспекторам все необходимые для проверки документы, которые те назовут в требовании об их представлении. Методичка дает их традиционный перечень: Книга учета доходов и расходов, договоры и вся возможная первичка, все счета-фактуры, лицензии, контрольные ленты кассовых аппаратов, журналы кассира-операциониста. Если по мере их изучения у инспектора возникнут вопросы, то он должен будет вызвать к себе предпринимателя, чтобы тот объяснился.
Нет, все-таки мы к вам
Выйти из своего кабинета и все-таки почтить визитом предпринимателя инспекторов могут заставить лишь несколько обстоятельств. В качестве одного из них методичка называет информацию о том, что коммерсант занимается видами деятельности, не названными в его свидетельстве о госрегистрации. Другое - в его Книге доходов и расходов отражены не все доходы. В этом случае проведение осмотра используемых предпринимателем помещений и территорий для инспекторов обязательно.
Осмотрев помещения, проверяющие могут решить провести инвентаризацию. Причина тому будет чисто субъективная: "основания полагать", что у предпринимателя есть неучтенные товары, материалы и продукция. Или наоборот: они заявлены в документах, но на деле их нет. Впрочем, связываться с инвентаризацией инспекторы не особо любят, поэтому свои подозрения вполне могут оставить при себе. Если, конечно, план по сбору налогов не горит.
Все-таки явиться к предпринимателю методичка рекомендует и для того, чтобы снять данные фискальной памяти со всех его ККМ. Если эти данные будут расходиться с показателями книги кассира-операциониста, Книги доходов и расходов и других документов, то инспектор обязан вызвать к себе в качестве свидетеля всех сотрудников предпринимателя, которые работали за кассовым аппаратом. У них проверяющий попробует выяснить "фактические обстоятельства совершения хозяйственных операций". Поэтому со своими кассирами предпринимателю имеет смысл провести инструктаж - о том, как вести себя и что говорить в подобных случаях.
Если же предприниматель не сможет представить какие-нибудь из запрошенных документов или не пустит к себе инспекторов, то руки они не опустят. В таком случае они определят причитающийся с коммерсанта налог так называемым расчетным путем. То есть просто доначислят ему сумму, которую платят в бюджет предприниматели, занимавшиеся в тех же периодах аналогичным видом деятельности или продававших тот же ассортимент товаров на тех же условиях и на схожем рынке сбыта. Так что без положительного для бюджета результата проверка не закончится.
Н. Зайцева
"Расчет", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru