Корпоративная система дистанционного обучения
В современных условиях у руководителей предприятий возникла потребность в обучении большого количества людей, работающих в разных городах, а также необходимость в постоянном развитии персонала, что обусловило появление новой формы обучения - корпоративный университет.
Корпоративный университет предъявляет к учебному процессу следующие требования:
возможность обучения территориально удаленных слушателей;
экономия времени;
адаптированный под слушателей стиль обучения;
частые изменения в программах обучения.
Всем указанным требованиям удовлетворяет дистанционное обучение.
Дистанционное обучение является формой получения новых знаний и навыков, при которой лучшие традиционные методы, средства и формы обучения сочетаются с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий. Оно ориентировано на большие потоки обучаемых, поэтому необходимым условием является эффективное управление учебным процессом.
Корпоративная система дистанционного обучения (КСДО) особенно выгодна крупным организациям, стремящимся обеспечить единый уровень знаний и навыков специалистов одного должностного профиля, работающих в различных подразделениях, в том числе территориально удаленных друг от друга. КСДО включает:
кадровый состав менеджмента и технических специалистов;
профессорско-преподавательский состав;
учебные материалы и продукты;
методики обучения;
средства доставки знаний обучающимся, соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения.
Все компоненты системы объединены организационно, методически и технически в целях проведения эффективного обучения персонала. КСДО обладает следующими основными возможностями:
размещение материалов курсов в Интернете на web-ресурсах;
регистрация слушателей в онлайн-режиме;
прохождение курса, включая оффлайновую работу с материалом и онлайновое общение с преподавателем;
проверка знаний, тестирование слушателей в процессе обучения и их сертификация по окончании курса.
Системы дистанционного обучения (e-learning) позволяют организациям сокращать прямые и организационные издержки на обучение, повысить однородность профессионального уровня, предоставляют новые возможности для аттестации сотрудников, передачи им опыта и знаний, накопленных в компании, способствуют развитию и укреплению корпоративной культуры.
Между точками "очное обучение" и "дистанционное обучение" лежит довольно обширная область смешанных решений. Например, обучение может быть классическим самостоятельным (с помощью обучающих программ или через Интернет). Если в его процессе участвует инструктор, то появляется целый спектр решений по дистанционному обучению, которое можно подразделить на синхронное и асинхронное обучение.
Если к процессу дистанционного обучения добавляется очная компонента, возникает вариант смешанного (очно/заочного) обучения. Иногда очные курсы практикуют эффективную форму "буферного" обучения, когда основанием для зачисления на очные курсы является успешное прохождение курса дистанционного.
В дистанционном обучении весьма важен элемент мотивации. Мотивация частично решается в рамках курса и является одним из элементов его качества. Существуют специальные методы. Например, материал не должен быть знакомым и простым. Идея проста: до начала обучения человек сдает тест, и в зависимости от его результата строится личная программа. В этой программе исключаются пункты, которые он уже знает, и особое внимание уделяется сведениям, которыми он пока не владеет. Можно пройти курс несколько раз, используя модель замкнутого цикла: оценка знаний - обучение - оценка знаний - скорректированный курс - оценка - : Цикл может повторяться столько раз, сколько необходимо для полного усвоения знаний. Это позволяет эффективно усваивать курс через последовательность прохождения понятных концепций и их постоянную оценку.
В настоящее время российский рынок дистанционного образования отстает от западных стран, где широко проводятся научно-исследовательские работы в области дистанционных технологий. Это касается практически всех направлений, по которым в данный момент ведется активная работа, включая и создание корпоративных систем дистанционного обучения на основе программно-аппаратных комплексов, и предоставление возможности обучения на сервере провайдера услуг, и перевод существующих курсов в онлайн-формат.
По прогнозам Gartner Inc., общий объем мирового рынка электронного обучения, составлявший в 1995 г. 19 млн долл., к 2005 г. может вырасти до 33,6 млрд долл. По результатам исследований The Economist Intelligence Unit Россия занимает 55-е место в шкале готовности к внедрению e-learning в мире. Однако Россия может выйти в лидеры по объемам e-leaning благодаря сочетанию огромного спроса на альтернативные способы обучения и возможности перенять наиболее удачный опыт иностранных компаний. Тем более что для его восприятия есть все условия - готовность предприятий, наличие поставщиков и уровень развития рынка ИТ-образования в целом.
И. Морозов,
ректор Академии АйТи
Компания АйТи
"Финансовая газета", N 25, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71