В соответствии с договором поставки общество (поставщик) обязалось предоставить ООО (покупатель) товары, указанные в спецификации. В силу договора отгрузка товара осуществлялась самовывозом средствами покупателя. Представитель покупателя получил товар на складе и претензий не предъявил. После прибытия товара обнаружилось, что часть его оказалась разбитой. Может ли покупатель предъявить претензии продавцу, если в договоре обязанности продавца по доставке товара и условия, определяющие порядок погрузки товара и последствия повреждения товара при его доставке в место назначения, отсутствуют?
Согласно договору поставки товара между покупателем и продавцом было заключено соглашение о том, что товар вывозится со склада продавца самовывозом.
В связи с данным обстоятельством покупатель в соответствии с договором получил товар в собственность в момент передачи товара на складе продавца и взял на себя бремя ответственности за сохранность товара при перевозке, что соответствует ст. 223 ГК РФ, в силу которой право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1).
Обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара (ч.1 ст. 458 ГК РФ, см. также п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.97 N 18).
В соответствии с п. 1 ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Однако данное правило действует лишь в случаях, когда продавцом не предоставляется гарантия качества в отношении товара (см. постановление ФАС МО от 31.12.2003 N А40/10448-03). В противном случае обязанность по доказыванию того, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю, возложены на продавца (ч.2 ст. 476 ГК РФ, см. также постановление Президиума ВАС РФ от 29.10.2002 N 5001/02, постановление ФАС МО от 05.01.2003 N КГ-А41/8712-02-П, в котором суд указал, что в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы).
Как видно из вопроса, у покупателя не возникло претензий к качеству полученного товара и его недостаткам. Они появились лишь после передачи товара покупателю, а именно в момент прибытия в место назначения. Однако данное обстоятельство, а также отсутствие в договоре поставки товара положений о погрузке, доставке товара не свидетельствуют об однозначности возложения ответственности лишь на покупателя. В силу ст. 477 ГК РФ в случае, если иное не установлено законом или договором, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные статьей*(1). При этом в соответствии со ст. 513 ГК РФ принятые покупателем товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота (ч.2).
Несмотря на то что на основании п. 2 ст. 513 ГК РФ покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров, судебная практика исходит из того, что если законом, иным правовым актом, обязательными правилами, договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен, то данное обстоятельство само по себе не является основанием освобождения поставщика от ответственности (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10. 97 N 18).
Таким образом, в случае возникновения претензий у покупателя решающее значение будут иметь доказательства, предъявленные продавцом, связанные с тем, что он передал покупателю товар в целостности и сохранности и последствия того, что часть товара оказалась поврежденной (разбитой), лежат целиком на покупателе.
Из вопроса очевидно, что в договоре поставки какие-либо обязанности продавца по доставке товара и условия, определяющие порядок погрузки товара и последствия повреждения товара при его доставке в место назначения, отсутствуют. Вместе с тем можно предположить, что покупатель, взяв на себя обязательство по самовывозу товара, допускал возможные последствия перевозки груза на длительное расстояние к месту доставки. В этой связи предъявление претензий продавцу или подача иска в суд возможна, однако доказать, что недостатки товара возникли до его передачи продавцу, будет затруднительно. Данный вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 22.05. 2003 N А35-3911/02-С9).
И. Дегтярев,
эксперт
3 июня 2004 г.
"эж-ЮРИСТ", N 22, июнь 2004 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии со ст. 477 ГК РФ, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru