Уплата налога на игорный бизнес
Федеральным законом от 27.12.02 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2004 г. введена в действие глава 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая общие принципы, на основании которых определяются плательщики этого налога, объекты налогообложения, налоговая база и ставки налога. Данный налог согласно ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, поэтому вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов.
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. К игорному бизнесу относится предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8.08.01 г. N 128-ФЗ (в ред. от 26.03.03 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" организация и содержание тотализаторов и игорных заведений подлежат лицензированию. Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.02 г. N 525. Лицензирование деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений осуществляется Федеральным агентством по физической культуре и спорту и туризму.
Право юридического лица (а согласно ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации - и индивидуального предпринимателя) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Статьей 366 НК РФ объектами налогообложения признаны игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы.
Игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор.
Игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре.
Игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
Касса тотализатора или букмекерской конторы - специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Рассмотрим такой объект налогообложения, как игровой автомат, так как именно по этому объекту у налогоплательщиков возникает наибольшее количество вопросов.
Действовавшее до 1 января 2004 г. налоговое законодательство в части налога на игорный бизнес определяло игровой автомат как специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем (ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес"). Исходя из этого детские игровые автоматы без выигрыша или с вещевым выигрышем (детские мягкие игрушки) не подпадали под действие указанного Закона и соответственно налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, имевших детские игровые автоматы, осуществлялось в соответствии с общим режимом налогообложения.
С 1 января 2004 г. слова "с денежным выигрышем" были заменены словами "с любым видом выигрыша", что привело к тому, что под обложение налогом на игорный бизнес попали детские игровые автоматы с вещевым выигрышем, а также игровые автоматы, предоставляющие в качестве выигрыша призовую игру.
Иногда у налогоплательщиков возникает вопрос о том, подпадает ли под действие главы 29 НК РФ парковое детское развлекательное оборудование: детские качели, карусели и т.п. Разумеется, нет, так как никакого выигрыша при этом участнику развлечения не предоставляется.
В соответствии со ст. 366 НК РФ налогоплательщик обязан поставить на учет (зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в п. 1 этой статьи, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления о регистрации объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Форма указанного заявления (N 29-1) утверждена приказом МНС России от 8.01.04 г. N ВГ-3-22/7@.
Налоговый орган обязан выдать налогоплательщику свидетельство о регистрации объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес по форме N 29-3, утвержденной приказом МНС России от 9.01.04 г. N ВГ-3-22/9@.
Объект налогообложения считается зарегистрированным и включается в налоговую базу с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ), которое может быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган заблаговременно, т.е. более чем за два дня до даты установки объекта (объектов) налогообложения. В формах заявления и свидетельства отсутствуют ссылки на дату установки налогоплательщиком каждого объекта налогообложения, а фиксируется дата представления в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик обязан также зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В аналогичном порядке согласно п. 4 ст. 366 НК РФ объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений количества объектов по форме N 29-2, утвержденной приказом МНС России от 8.01.04 г. N ВГ-3-22/5@. Заблаговременное представление налогоплательщиком в налоговый орган указанного заявления (т.е. более чем за два дня до даты выбытия объекта (объектов) налогообложения) приведет к наличию объектов налогообложения без их регистрации и взысканию установленных п. 7 ст. 366 НК РФ штрафов.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Обособленным подразделением организации в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. В связи с этим осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации организации-налогоплательщика при наличии рабочих мест влечет за собой образование обособленного подразделения.
Таким образом, организация-налогоплательщик подлежит постановке на учет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленного подразделения. Уплата налога на игорный бизнес при наличии у организации обособленного подразделения как имеющего отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющего их должна производиться по месту нахождения обособленного подразделения организации по ставке, установленной в соответствии со ст. 369 НК РФ на территории субъекта Российской Федерации по месту осуществления данным обособленным подразделением деятельности в области игорного бизнеса.
В Москве установлен следующий порядок постановки на учет (регистрации) объектов обложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с приказом Управления МНС России по г. Москве от 17.02.04 г. N 45 "О порядке перевода организаций на учет в Межрайонную инспекцию МНС России N 42 по г. Москве" организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса и имеющие в своем составе казино, тотализаторы, букмекерские конторы, залы игровых автоматов, подлежат постановке на учет в Межрайонной инспекции МНС России N 42 по г. Москве. При этом под залом игровых автоматов следует понимать помещение, в котором установлено не менее трех игровых автоматов, а также могут оказываться сопутствующие услуги, не запрещенные действующим законодательством.
Организации, зарегистрированные в г. Москве, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса на территории г. Москвы, но не отвечающие критериям перевода в Межрайонную инспекцию МНС России N 42 по г. Москве в соответствии с указанным приказом Управления МНС России по г. Москве, регистрируют объекты игорного бизнеса и уплачивают налог по месту государственной регистрации организации, а также по месту нахождения обособленных подразделений в том случае, если в месте расположения объектов обложения налогом на игорный бизнес созданы рабочие места.
Организации, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса на территории Москвы через свои обособленные подразделения, подлежат постановке на налоговый учет в Межрайонной инспекции МНС России N 42 по г. Москве и уплачивают налог на игорный бизнес по ставкам, установленным Законом г. Москвы от 22.10.03 г. N 62 "О ставках налога на игорный бизнес".
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, обязаны поставить на учет (зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика (по месту жительства) каждый объект налогообложения и производить уплату налога по месту своей регистрации по ставкам, установленным законом того субъекта, где он зарегистрирован в качестве налогоплательщика, независимо от месторасположения объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Москве, обязаны поставить на учет (зарегистрировать) все объекты обложения налогом на игорный бизнес (расположенные как на территории Москвы, так и за ее пределами) в налоговом органе по месту своего жительства и производить уплату налога в бюджет г. Москвы по ставкам, установленным московским законодательством.
По таким объектам обложения налогом на игорный бизнес, как касса тотализатора и касса букмекерской конторы, имеются особенности в постановке на учет в налоговых органах.
Согласно ст. 364 НК РФ под кассой тотализатора (букмекерской конторы) понимается специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса в части организации тотализатора (букмекерской конторы), может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. При этом общая сумма сделанных ставок может учитываться как в головном подразделении организации, организующей тотализатор (букмекерскую контору), так и в самих пунктах этого тотализатора (букмекерской конторы).
Что касается тотализатора (букмекерской конторы), имеющего сеть пунктов, объединенных в единую систему, то здесь следует иметь в виду, что специфика данного вида предпринимательской деятельности требует специально оборудованного места для осуществления приема ставок и выплат соответствующих выигрышей. Поэтому в том случае, если организация тотализатора (букмекерской конторы) позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, объектом налогообложения в соответствии с главой 29 НК РФ, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться каждое территориальное обособленное структурное подразделение тотализатора (букмекерской конторы). Если же организация тотализатора (букмекерской конторы) не позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, объектом налогообложения в соответствии с указанной главой НК РФ, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться головное подразделение организации.
Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Налоговая база определяется по каждому объекту налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Ставки налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, определенных главой 29 НК РФ.
В Москве ставки налога на игорный бизнес составляют: за один игровой стол 100 000 руб. в месяц; за один игровой автомат - 3750 руб. в месяц; за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 100 000 руб. в месяц.
В соответствии с п. 3 ст. 370 НК РФ при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Согласно п. 4 ст. 370 НК РФ при выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Пример. На 1 января 2004 г. организация имеет 10 зарегистрированных игровых столов. 7 января 2004 г. выбыло 2 игровых стола. Сумма налога на игорный бизнес за январь 2004 г. составит 500 руб. (1/2 х 100 000 руб. х 10).
Налог уплачивается ежемесячно в срок до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, которым на основании ст. 368 НК РФ признается календарный месяц. Такой же срок установлен для подачи в налоговый орган декларации по налогу. Форма налоговой декларации утверждена приказом МНС России от 26.12.03 г. N БГ-3-22/719.
Н. Кускова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71