Услуги по доставке пенсий, и уплата налога
на добавленную стоимость
В Федеральном законе от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определены права и обязанности страховщика, круг страхователей и застрахованных лиц, особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов страхователями (работодателями), а также тариф страховых взносов, дифференцированный по категориям плательщиков. При этом отношения по пенсионному страхованию возникают в силу закона, т. е. независимо от воли его участников.
До вступления в силу указанного Закона Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.01 г. N 9-П разъяснил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия по смыслу ст. 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пп. "в", "ж"), 72 (п. "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пп. "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
В ст. 5 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ установлено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение). ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. В ст. 18 Федерального закона от 17.12.01 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Из изложенного следует, что законодательством Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы возложены функции по осуществлению доставки пенсий. Следовательно, в соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ услуги по доставке пенсий не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.02 г. N 52-ФЗ) не признаются реализацией товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Таким образом, законодатель закрепил положение о том, что под реализацией товаров (работ, услуг) не признается выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в том случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Пенсионный фонд Российской Федерации по существу выполняет функции государственного органа, управляющего финансами пенсионного обеспечения, одной из которых также является организация доставки пенсий (доставка пенсий непосредственно территориальными органами ПФР).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 17.07.99 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" доставка пенсий организациями почтовой связи осуществляется на договорной основе с Пенсионным фондом Российской Федерации, что также подтверждает исключительные полномочия ПФР в сфере доставки пенсий.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В части 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Поскольку деятельность отделов по доставке пенсий не подпадает под определение "предпринимательская деятельность", она не является реализацией товаров (работ, услуг), и указанные органы не могут являться плательщиками НДС на услуги по доставке пенсий, предоставляемых пенсионерам.
Территориальные органы ПФР, по мнению судебных органов Кемеровской и Московской областей, Ставропольского края и иных регионов, не являются плательщиками НДС на услуги по доставке пенсий, поскольку они созданы и действуют в организационно-правовой форме государственных учреждений в рамках действующего пенсионного законодательства Российской Федерации, имеют согласно утвержденным правлением Пенсионного фонда Российской Федерации положениям специальную правоспособность и в связи с этим не осуществляют предпринимательскую деятельность, урегулированную нормами гражданского законодательства Российской Федерации, направленную на систематическое извлечение прибыли.
Н. Петухова,
консультант Правового департамента
Пенсионного фонда Российской Федерации
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71