Особенности учета расходов на маркетинговые исследования
Чтобы иметь оперативную и достоверную информацию о рынке сбыта в том или ином субъекте РФ, многие организации проводят маркетинговые исследования. Обычно они выполняются организациями самостоятельно (отделом маркетинга), но иногда для их выполнения привлекаются специализированные организации (маркетинговые агентства). О том, как бухгалтеру организации учесть расходы на такие и другие исследования, пойдет речь в данной статье.
Как учесть расходы...
...На исследование, связанное с приобретением активов?
В бухгалтерском учете организации расходы на маркетинговые исследования, выполненные сторонними организациями, включаются в фактическую себестоимость (первоначальную стоимость) приобретаемого ею актива (НМА, ОС, МПЗ). Напомним, что подобные нормы определены: п. 6 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", утвержденного Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н; п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н; п. 6 ПБУ 5/01 "Учет МПЗ", утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н.
В налоговом учете они, так же как и в бухгалтерском учете, включаются в первоначальную стоимость приобретаемого актива (см. п. 3 ст. 257, п. 1 ст. 257 и п. 2 ст. 254 НК РФ).
Пример 1
26 апреля 2004 г. ООО "Мир" заключило с маркетинговым агентством договор о проведении исследования конъюнктуры рынка программного обеспечения. В нем, в частности, указано, что агентство должно найти организацию, способную изготовить необходимую ООО "Мир" программу для управленческого учета, и что стоимость услуг на проведение исследования составляет 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). 17 мая 2004 г. маркетинговое агентство сообщило, что оно свои обязательства выполнило. Организации подписали акт о выполнении работ. На основании полученной от маркетингового агентства информации 19 мая 2004 г. ООО "Мир" приобрело исключительное авторское право на программу для ЭВМ стоимостью 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). 21 мая 2004 г. ООО "Мир" перечислило маркетинговому агентству 11 800 руб. В этом же месяце программа для ЭВМ была введена в эксплуатацию. В соответствии с учетной политикой организации доходы и расходы ООО "Мир" учитываются методом начисления.
В бухгалтерском учете ООО "Мир" вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:
Д-т сч.08 К-т сч.76 - 10 000 руб. - отражены расходы на маркетинговое исследование
Д-т сч.19 К-т сч.76 - 1800 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная маркетинговым агентством за проведенное им исследование конъюнктуры рынка программного обеспечения
Д-т сч.08 К-т сч.60 - 30 000 руб. - отражены расходы на приобретение исключительного права на программу для ЭВМ
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 5400 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная разработчиком программного обеспечения
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 35 400 руб. - отражена оплата разработчику программного обеспечения
Д-т сч.76 К-т сч.51 - 11 800 руб. - перечислены денежные средства маркетинговому агентству
Д-т сч.04 К-т сч.08 - 40 000 руб. - принят к учету объект нематериальных активов
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 5400 руб. - принят к зачету НДС по приобретенному объекту НМА
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 1800 руб. - принят к зачету НДС по услугам (на проведение изучения конъюнктуры рынка программного обеспечения).
В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества (исключительного права на программу для ЭВМ) должна быть отражена в размере 40 000 руб. (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Пример 2
В апреле 2004 г. ООО "Мир" заключило с ООО "Станки и оборудование" договор о поставке металлообрабатывающего станка. В нем, в частности, указано, что ООО "Станки и оборудование" следует за счет средств покупателя перед покупкой изучить рынок поставщиков такого оборудования и найти наиболее оптимальное предложение по схеме "цена/качество". 12 мая 2004 г. ООО "Станки и оборудование" сообщило, что оно свои обязательства выполнило. 14 мая 2004 г. организации подписали акт о выполнении работ, в соответствии с которым стоимость металлообрабатывающего станка составила 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.), а стоимость маркетингового исследования составила 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). 26 мая 2004 г. ООО "Мир" перечислило ООО "Станки и оборудование" 121 540 руб. Станок в этом же месяце был введен в эксплуатацию. В соответствии с учетной политикой организации доходы и расходы ООО "Мир" учитываются методом начисления.
В бухгалтерском учете ООО "Мир" вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:
Д-т сч.08 К-т сч.60 - 100 000 руб. - отражена стоимость металлообрабатывающего станка
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 18 000 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная ООО "Станки и оборудование" за поставленный металлообрабатывающий станок
Д-т сч.08 К-т сч.60 - 3000 руб. - отражена стоимость маркетингового исследования
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 540 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная ООО "Станки и оборудование" за проведенное маркетинговое исследование
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 121 540 руб. - отражена оплата ООО "Станки и оборудование" за поставленный ООО "Мир" металлообрабатывающий станок и проведенное маркетинговое исследование
Д-т сч.01 К-т сч.08 - 103 000 руб. - металлообрабатывающий станок введен в эксплуатацию
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 18 000 руб. - принят к зачету НДС по приобретенному ОС
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 540 руб. - принят к зачету НДС по услугам (на проведение маркетингового исследования).
В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества (металлообрабатывающего станка) должна быть отражена в размере 103 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Пример 3
В мае 2004 г. ООО "Мир" приобрело материалы на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). Однако, прежде чем приобрести МПЗ, организация, для поиска наиболее выгодного поставщика материалов воспользовалась услугами маркетингового агентства. Стоимость услуг на изучение конъюнктуры рынка материалов составила 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). В соответствии с учетной политикой организации доходы и расходы ООО "Мир" учитываются методом начисления.
В бухгалтерском учете ООО "Мир" вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:
Д-т сч.10 К-т сч.76 - 3000 руб. - отражены расходы на проведение исследования конъюнктуры рынка сырья
Д-т сч.19 К-т сч.76 - 540 руб. - учтен НДС по услугам, выполненным специализированной организацией
Д-т сч.10 К-т сч.60 - 200 000 руб. - МПЗ оприходованы на склад
Д-т сч.19 К-т сч.60 - 36 000 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная поставщиком сырья
Д-т сч.60 К-т сч.51 - 236 000 руб. - отражена оплата поставщику МПЗ
Д-т сч.76 К-т сч.51 - 3540 руб. - перечислены денежные средства маркетинговому агентству
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 36 000 руб. - принят к зачету НДС по приобретенным МПЗ
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 540 руб. - принят к зачету НДС по услугам (на проведение изучения конъюнктуры рынка материалов).
В налоговом учете расходы на приобретение материалов (маркетинговые исследования рынка материалов) отражаются в составе материальных расходов организации (п. 2 ст. 254 НК РФ).
...На исследование рынка сбыта?
Маркетинговые исследования могут быть проведены организацией и для принятия управленческих решений тактического (стратегического) характера по рынкам сбыта выпускаемых организацией товаров (работ, услуг). Отметим, что в бухгалтерском учете затраты на такие исследования включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (п. 1 ст. 264 НК РФ).
Пример 4
25 мая 2004 г. ООО "Мир" заключило договор с маркетинговым агентством о проведении исследования рынка сбыта с целью увеличения продаж своих товаров в Московской области. Стоимость услуг на изучение конъюнктуры рынка сбыта составила 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). 31 мая 2004 г. маркетинговое агентство сообщило, что оно свои обязательства выполнило. Организации подписали акт о выполнении работ. ООО "Мир" перечислило маркетинговому агентству 3540 руб. В соответствии с учетной политикой организации доходы и расходы ООО "Мир" учитываются методом начисления.
В бухгалтерском учете ООО "Мир" вышеуказанная операция должна быть отражена следующим образом:
Д-т сч.44 К-т сч.76 - 3000 руб. - отражены расходы на проведение исследования конъюнктуры рынка сбыта
Д-т сч.19 К-т сч.76 - 540 руб. - учтен НДС по услугам, выполненным специализированной организацией
Д-т сч.76 К-т сч.51 - 3540 руб. - перечислены денежные средства маркетинговому агентству
Д-т сч.68 К-т сч.19 - 540 руб. - принят к зачету НДС по услугам (на проведение изучения конъюнктуры рынка сбыта).
В налоговом учете расходы на проведение исследования рынка сбыта должны быть отражены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции.
К сведению!
Составляя договор на исследование рынка сбыта, четко сформулируйте цели, объект исследования, обозначьте территорию, на которой оно будет производиться. Результаты проведенных работ должны быть оформлены актом выполненных работ, а также отчетами о результатах проведения маркетинговых исследований. Это позволит вам подтвердить экономическую обоснованность вышеупомянутых затрат и избавить себя от возможных "претензий" налоговых органов.
Е. Бондарь,
ведущий эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 23, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.