В связи с внесенными изменениями Федеральным законом от 29.05.2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статьи 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации департамент финансов Калужской области обратился в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой разъяснить: являются ли объектом налогообложения неналоговые доходы, зачисляемые непосредственно в бюджеты (письмо от 08.08.03 г. N 03-09/410). Однако ответ до настоящего времени не получен.
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные организации, а объектом налогообложения прибыль, полученная налогоплательщиком. Вместе с тем налоговые органы предъявляют налог на прибыль органам местного самоуправления по неналоговым доходам, которые непосредственно зачисляются в бюджет. Например, арендная плата перечисляется арендаторами непосредственно на распределительный счет 40101, открытый органам федерального казначейства. Данный платеж предприятием относится на затраты, поэтому арендатор не может являться плательщиком налога на прибыль с суммы арендной платы.
Отдельные органы местного самоуправления обращались по данному вопросу в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, однако полученные разъяснения касаются уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями по доходам, полученным от предпринимательской деятельности.
Исходя из вышеизложенного просим Вас проинициировать внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации по исключению поправок, внесенные Федеральным законом от 29.05.2002 года N 57-ФЗ в абзац 1 пункта 4 статьи 41 и в последний абзац пункта 1 статьи 42.
Одновременно просим дать разъяснения по следующим вопросам: кто является плательщиком и каков механизм уплаты налогов с неналоговых доходов, зачисляемых плательщиками непосредственно на балансовый распределительный счет 40101 и направляемых органами федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов.
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июня 2004 г. N 03-02-03/109
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 09.02.04 N 03-10/054 и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.
Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и(или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 11 НК РФ под российскими организациями для целей налогообложения следует понимать юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), отношения, возникающие, при использовании государственного или муниципального имущества в гражданском обороте, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. При этом статьей 124 ГК РФ определено, что Российская Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Статья 125 ГК РФ определяет порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Из указанной статьи следует, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющим статус этих органов.
Таким образом, субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) в отношениях по использованию государственного (муниципального) имущества, должен представлять уполномоченный на это в установленном законом порядке орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).
Учитывая вышеизложенное, согласно действующему законодательству, обязанность по уплате установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов, взимаемых при получении доходов от использовании имущества, находящегося в муниципальной собственности, должны нести учреждения, исполняющие функции органов исполнительной власти, уполномоченные представлять муниципальные образования в соответствующих гражданских правоотношениях.
Директор Департамента | М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.